Параллельные тональности — в диатонической системе мажора и минора пара тональностей противоположного наклонения, имеющих один и тот же состав основных ступеней (одинаковые знаки при ключе); тонич. трезвучия П. т. включают общую большую терцию. П. т. находятся в ближайшем родстве друг с другом. На основе общности ступенного состава П. т. могут объединяться в параллельно-переменный лад (см. Переменный лад). Развитие гармонии во 2-й пол. 19 и в 20 вв. расширило систему тональных связей на основе принципа П. т. Эмансипация особых диатонич. ладов (дорийского, фригийского и др.) привела нек-рых исследователей к мысли считать П. т. все гептатоники противоположного наклонения, если их звуковой состав одинаков (А. Н. Должанский), напр. С ионийский и е фригийский, С ионийский и d дорийский. Исследуя у Д. Д. Шостаковича лады с пониженными ступенями, Должанский усматривает (во 2-й фп. сонате) отношение П. т. между h-moll (с пониж. II, IV и VIII ступенями:
и Es-dur (с повышенными II и IV ступенями:
однако подобные связи носят частный, индивидуализиров. характер. Соотношение П. т. в объединённой мажоро-минорной и хроматич. системах усложняется. Так, к одноимённому C-dur-moll П. т. будут одновременно и а-mоll(либо A-dur-moll) и Es-dur (соответственно, Es-dur-moll). Отсюда тенденция к образованию цепных малотерцовых систем П. т. (по Э. Лендваи, в дальнейшем и малотерцовых однофункциональных «осей»).
Литература: Должанский А. Н., О ладовой основе сочинений Шостаковича, «СМ», 1947, No 4, в сб.: Черты стиля Д. Шостаковича, М., 1962; Способин И. В., Элементарная теория музыки, М. — Л., 1951, 1973; Холопова В. Н., О теории Эрнё Лендваи, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 1, М., 1972; Lendvai E., Einfuhrung in die Formen- und Harmonienwelt Bartуks, в кн.: Bela Bartok. Weg und Werk. Schriften und Briefe, Bdpst, 1957.
Ю. H. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.