Viola Sonata (c-moll)
Феликс Мендельсон-Бартольди создавал камерно-инструментальные произведения для различных исполнительских составов. В их числе – Соната для альта и фортепиано до минор, которую композитор написал в 1824 г., когда ему было всего пятнадцать лет. Тем не менее, Мендельсон к тому времени уже обладал определенным композиторским опытом, который распространялся, в том числе, и на сонатный жанр – он являлся автором трех фортепианных сонат и одной скрипичной. В то время в доме Мендельсонов возникла традиция воскресных музыкальных утренников: знакомые музыканты собирались для совместного исполнения творений юного композитора – вероятно, для одного из таких домашних концертов и предназначалось это сочинение.
Соната сочетает в себе юношескую пылкость и композиторское мастерство. В ней есть и оттенок трагизма, и беззаботное веселье. Гибкие, пластичные мелодии, исполненные искреннего чувства, развиваются непринужденно, сопровождаемые красочной гармонией.
Создание произведения для солирующего альта не случайно – Мендельсон сам владел этим инструментом и играл на нем в камерных ансамблях со многими музыкантами. В изящной фактуре Сонаты устанавливается равновесие между партиями альта и фортепиано – они одинаково виртуозны, между ними разворачивается очень эмоциональный «диалог».
В кратком вступлении – Adagio – ведущая роль принадлежит фортепиано: его скорбным октавным унисонам, как и дальнейшему изложению тематического материала «отвечают» печальные реплики-«вздохи» альта в диапазоне терции. Возникает характерная и для классицизма, и для романтизма тема противостояния человека жестокой судьбе.
Медленному вступлению контрастирует главная партия первой части – Allegro – порывистая, стремительная. В ее изложении главную роль играет альт, повышенная седьмая ступень придает его восходящим пассажам особую остроту. Побочная партия – тоже очень взволнованная – излагается в параллельной тональности (ми-бемоль мажоре). Появляется она в фортепианной партии. Постоянно меняющиеся штрихи в сочетании с высоким регистром придают ей легкость и даже оттенок игривости. Между фортепиано и альтом завязывается «диалог» в имитации отдельных мотивов. В заключительной партии звучание альта и фортепиано приобретает полное единство, придавая тем самым стройность форме экспозиции. Новый «диалог» между инструментами разворачивается в разработке: то у фортепиано, то у альта появляются пассажи и тревожные терцовые мотивы. Важную роль играют нисходящие мелодические фразы. Реприза предваряется страстными «возгласами» на материале вступления. Главная партия в репризе повторяется почти буквально, но ненадолго возникает одноименная тональность – до мажор. Проведение побочной партии у фортепиано сопровождается контрапунктом в партии альта. Небольшая кода возвращает в основную тональность с троекратным проведением каденционного оборота.
Часть вторая – Allegro molto – представляет собой грациозный менуэт с оттенком скерциозности. Танцевальность особенно ярко проявляется в первой теме, но залигованная третья доля, присутствующая в ней, не вполне характерна для менуэта. Четверти и в партии фортепиано, и у альта, предшествующие этой синкопе, исполняются разными штрихами – вторая четверть играется staccato, и это делает интонацию особенно легкой. Эта игривая мелодия сменяется новой темой – кантиленной, в изложении которой главная роль отдается альту. Для трио, излагаемого крупными длительностями в хоральной фактуре, характерна тональная неустойчивость. В сравнении с крайними разделами трио невелико по объему, но его отличает глубина мысли. Его возвышенный характер напоминает о духовных исканиях юного Мендельсона, который уже в подростковом возрасте проявлял интерес к духовным сочинениям.
Часть третья – Andante variazioni – имеет форму темы с вариациями. Задумчивую, светлую тему, состоящую из двух периодов (восьмитактового и десятитактового) проводит сначала фортепиано, затем альт. В вариациях пианист получает возможность продемонстрировать свою виртуозность, а альтист – красоту и насыщенность звука. В первой вариации альт «опевает» опорные звуки темы, украшая их шестнадцатыми, во второй вариации элементы темы распределяются между инструментами. Не менее интересные изменения происходят в последующих вариациях: триоли в фортепианной партии, мелкие длительности у альта, вычленение отдельных мотивов из темы, появление пунктирного ритма, пассажи, инструментальные речитативы.
Четвертая часть – Allegro molto – следует за третьей без перерыва. Это типичный финал – стремительный, напряженный. Фортепианная партия здесь особенно сложна. Примечательно волнообразное построение мелодии – восходящее движение сменяется нисходящим. Кульминация приходится на коду, в которой альт и фортепиано «состязаются» в виртуозности.