Перуанский балет
Первые танцовщики и преподаватели европейского танца в Перу появились в эпоху испанской колонизации. Как и в др. странах Лат. Америки, европ. музыка и танцы вступили и здесь в активное взаимодействие с местными культурными традициями. Однако танц. культура индейских племён, населявших территорию Перу, долгое время не изучалась и потому не оказала существенного влияния на развитие театр. танца, завезённого из Европы. Уже в 16 в. в столице Перу Лиме ставились придворные спектакли, включавшие развёрнутые танц. эпизоды, поставленные и разыгрывавшиеся европ. артистами. В 18 в. необычайной популярностью пользовалась актриса и танцовщица Перричоли, выступавшая в театре «Каса-де лас комедиас».
В нач. 19 в., с открытием в Лиме «Театро принсипаль» (позднее «Театро Сегура»), получили широкое распространение разл. рода представления, в которых значит. место занимали танцы, в основном исп. происхождения. На сцене «Театро принсипаль» проходили также гастроли зарубежных артистов, продолжавшиеся и в 20 в. Одним из важнейших событий в истории балетного театра в Перу стали гастроли труппы А. П. Павловой (1916–18). С 1920, когда в Лиме было выстроено здание нового, большого «Театро мунисипаль», там регулярно выступали выдающиеся зарубежные танцовщики и балетные труппы: Балет Алисии Алонсо, «Американ балле тиэтр», «Гран балле дю марки де Куэвас», «Балле де Франс».
Нац. балет в Перу зародился в нач. 30-х гг., когда танцовщицей Л. фон Терне (ученица Э. Жак-Далькроза и Р. Лабана) была основана балетная школа. В 1938–41 Терне возглавляла Муниципальную академию танца. Частные школы были открыты перуанкой О. Диес Шрайбер и англ. педагогом Т. Дарси, имевшей также частную труппу (впоследствии «Бальет университарио» при университете Сан-Марко). В 1938 была учреждена Ассоциация артистов-любителей, ставившая задачей пропаганду фольклорного танца и создание балетных спектаклей на основе нац. культурного наследия. В 1943–48 ею руководил Д. Ростов, которого в 1948 сменил Р. Фенонжуа.
Первые спектакли ассоциации показывались в нач. 50-х гг. в «Театро мунисипаль». Ведущими были иностранные танцовщики. Непосредственное участие в деятельности труппы принимали комп. Л. Пачеко де Сеспендес и амер. хореограф К. Мак-Киннон. Фенонжуа ставил также фрагменты классич. балетов. На этой основе выросла труппа, которую возглавил Ч. Диксон. В 1948 была создана труппа Перуанский балет под рук. К. Мак-Киннон в сотрудничестве с дирижёром и комп. Л. Пачеко де Сеспедесом. Репертуар труппы составляли балеты классич. наследия и главным образом постановки, основанные на фольклорном материале и индейских легендах. В 1946 К. Мак-Киннон организовала школу, которая готовила артистов для труппы. С 1961 Фенонжуа руководил созданным им коллективом, выступавшим под названиями (Камерный балет, Балет Лимы, Нац. балет, Народный балет Фенонжуа).
В. М. Паппе
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.