Дуэтный танец (дуэт) — парный танец танцовщика и танцовщицы. Может быть частью спектакля или самостоятельным номером. В начале развития балетного иск-ва любой парный танец назывался pas de deux. Ок. сер. 19 в. pas de deux принимает более определённую пятичастную танцевальную форму. Д. т. входит в неё в качестве составной части. Муз. форма Д. т. в большинстве случаев adagio.
Дуэтный танец часто используются в балетах классич. наследия: лирические — Одетта и Зигфрид (балетм. Л. И. Иванов), героические-«Пламя Парижа» (балетм. В. И. Вайнонен), празднично-бравурные «Дон Кихот» (балетм. А. А. Горский). Не всякое общение на сцене танцовщика и танцовщицы является Д. т. Дуэт двух танцовщиц или двух танцовщиков может представлять собой «танцевальный диалог» или сцену-дуэт — Марии и Заремы (балетм. Р. В. Захаров) или Отелло и Яго (балетм. В. М. Чабукиани).
Дуэтный танец получил развитие в 18 — 19 вв. в спектаклях Ж. Доберваля, Ш. Дидло, Ж. Перро, Авг. Бурнонвиля. Д. т. этих балетмейстеров строились преимущественно на партерных поддержках и танц. комбинациях (дуэты Рыбака и Невесты в балете Бурнонвиля «Неаполь, или Рыбак и его невеста»). Яркий, технически сложный Д. т. получил наибольшее развитие в балетах М. И. Петипа, Л. И. Иванова, А. А. Горского. Постепенно техника и драматургич. построение Д. т. развивались и усложнялись, появились воздушные поддержки, гимнастические и акробатические элементы, ставшие составной частью Д. т.
Особенно большое развитие получил Д. т. в творчестве сов. балетмейстеров, внёсших в него много новых элементов, обогативших хореографич. пластику. Дуэты, созданные для концертных программ Г. Я. Голейзовским, Л. В. Якобсоном, A. M. Мессерером и др., выразительны, пронизаны поэзией, обладают красотой пластич. рисунка («Скрябиниана», балетм. Голейзовский, «Охотник и птица» на муз. Грига, балетм. Якобсон, «Весенние воды» на муз. Рахманинова и «Мелодия» на муз. Глюка, балетм. Мессерер). Широкое развитие получил Д. т. в творчестве Ю. Н. Григоровича. В его «Ромео и Джульетте» пять дуэтов главных героев раскрывают всю историю их взаимоотношений.
Обучение технике поддержки в Д. т. входит в программы хореографич. училищ в качестве обязательной специальной дисциплины для учеников старших классов.
Литература: Ваганова А.Я., Основы классического танца, 3 изд., Л. — М., 1948; Серебренников Н. Н., Поддержка в дуэтном танце, М., 1969.
A. M. Плисецкий
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.