Датский балет
Археологические раскопки дают сведения о ритуальных танц. представлениях в Дании, относящихся к 9–5 вв. до н. э. Сохранившиеся географич. назв. (напр., Дансехёйе — танц. холмы) свидетельствуют о том, что танец был уже распространён в глубокой древности. В культуре средневековья танцы также занимали важное место: их изображения сохранились на фресках церквей. В 16 в. танц. сцены включались в «школьные драмы» (напр., «Морианский танец глупцов» Бёрупа, 1500). Придворный балет получил развитие в 17 в., наиболее известен спектакль, поставленный А. фон Кюкельсомом в 1634 к свадьбе наследной принцессы.
В 1722–28 в Копенгагене Л. Хольберг создал первый датский придворный театр, где балетные артисты участвовали в комедиях-балетах Мольера (здесь в 1723–28 работал Ж. Ланде). В 1748 Хольберг организовал в Копенгагене Королевский театр (до 1800 наз. также Городской), где был балетный ансамбль. Д. б. формировался внутри драматич. театра, который имел демократич. характер. Так сложилась одна из особенностей Д. б. — его связь с драматич. театром (до сер. 19 в.). В 1754 А. Комо организовал при театре танц. классы, которые в 1771 были реорганизованы П. Лораном в школу (продолжает существовать в Дании как постоянное уч. заведение).
Важное значение для развития Д. б. имела деятельность итальянца В. Галеотти в Королевском театре (1775–1816). Последователь Г. Анджолини, он ставил монументальные действенные балеты, в т. ч. на сюжеты Шекспира и Вольтера. Музыку ко многим из них писал комп. К. Шалль («Лагерта», 1801; «Ромео и Джульетта», 1811). Из спектаклей, сочинённых Галеотти, сохранился комич. балет «Причуды Купидона и Балетмейстера» Лолле (1786). Галеотти воспитал первое поколение дат. артистов (А. Фрёлих, М. Бьёрн, М. Шалль).
В 1792 в театр пришёл ученик Ж. Ж. Новера Ант. Бурнонвиль, возглавлявший труппу в 1815–23. Наибольший подъём в истории Д. б. связан с творчеством его сына Авг. Бурнонвиля, который руководил Королевским датским балетом в 1829–77. Благодаря деятельности Авг. Бурнонвиля балет оказался ведущим в театральном искусстве Дании; изменилось отношение к профессии балетного артиста, ранее неуважительное. Школа Бурнонвиля (т. е. его метод преподавания), особенно в сфере мужского танца, стала и остаётся в 20 в. одной из ведущих. Хореограф много работал с известными дат. композиторами Н. В. Гаде и И. П. Э. Хартманом.
Расцвет Д.б. совпал с эпохой романтизма. В танц. драмах Авг. Бурнонвиля проявились специфич. черты дат. романтизма как лирического, опирающегося на фольклор, но уделяющего мало внимания героич. и социальным темам. Наравне с дат. писателями и поэтами сер. 19 в. Бурнонвиль обращался к историч. темам и к скандинавской мифологии («Вальдемар» Фрёлиха, 1835; «Валькирия» Хартмана, 1861), но гл. место в его творчестве заняли балеты, где показывались нар. обычаи, нравы, обряды. Корни романтизма Бурнонвиля были в интерпретации фольклора разл. стран: Дании — «Народное предание» Гаде и Хартмана (1854), «Вольные стрелки из Амагера» Хольма (1871); Италии — «Неаполь…» (1842), «Праздник цветов в Дженцано» Хельстеда и Паулли (1858); Испании — «Тореадор» Хельстеда (1840); России — «Из Сибири в Москву» Меллера (1876) и мн. др.
Бурнонвиль воспитал несколько поколений дат. артистов балета. Его ученица Л. Гран завоевала мировую известность, в Дании были знамениты: А. Нильсен, Л. Стильман, Дж. и В. Прайс, Б. Шнелль (впоследствии известная драматич. актриса), М. Вестберг, Г. Бродерсен, Л. Гаде, Э. Хансен. Учеником Бурнонвиля был и швед. танцовщик Х. Иогансон, работавший затем в России. В сер. 19 в. определились осн. черты исполнительской манеры датчан: мастерство пантомимы, унаследованная от педагогов франц. школы чистота стиля классич. танца, никогда не приносившаяся в жертву показной виртуозности, а также высокое искусство мужского танца, который деградировал к кон. 19 в. во мн. странах Европы.
В отличие от балетного искусства других зап.-европ. стран, Д. б. сохранил классич. наследие и преемственность традиций. После Авг. Бурнонвиля труппу возглавляли его ученики: в 1877–90 Л. Гаде, в 1894–1915 Х. Бек (был также ведущим танцовщиком). Бек пост. новые спектакли («Коппелия», 1896; «Русалочка» Энрикеса, 1909). Основой репертуара оставались балеты Бурнонвиля, которые бережно сохраняли Бек и ведущая танцовщица труппы В. Борксениус. В нач. 20 в. известностью пользовались Э. Прайс, Э. Йорген-Йенсен, Г. Улендорф (руководитель труппы в 1915–28). За границей (преим. в Англии) получила известность датчанка А. Жене.
Реформа Фокина, оказав влияние на балет всех стран Европы, имела также значение и для Д. б. В 1925–26 с приездом Фокина в Данию были включены в репертуар «Шопениана», «Петрушка», «Половецкие пляски». В 1930–31 в труппе Королевский датский балет работал Дж. Баланчин.
Важным этапом в развитии Д. б. был период, когда труппу возглавлял Х. Ландер (1931–51). Как и его предшественники, Ландер бережно сохранял нац. спектакли, их стиль. Одновременно вводил в репертуар забытые или ранее не ставившиеся произв. балетной классики («Лебединое озеро» в отрывках, 1938; новая редакция «Жизели», 1946; «Щелкунчик», 1949) и спектакли совр. балетмейстеров (напр., Л. Ф. Мясина). В новых работах Ландер не порывал с традициями, в частности ставил нац. балеты: «Торвальдсен» Хай-Кнудсена (1938); балеты на исп. и рус. темы: «Гаучо» (1931), «Запорожцы» (1934) Ресена. Влияние современности сказалось в бессюжетном балете «Этюды» (1948), где по-новому раскрылись возможности классического танца. Балеты Ландера, поставленные во время фаш. оккупации, символически утверждали неминуемое торжество светлого начала: «Весна» на муз. Грига (1942), «Картсилуни» Рисагера (1942).
Ландер привлёк в балет крупных совр. композиторов: К. Рисагера и И. Хай-Кнудсена. При нём к балету обратились и совр. писатели. К. Абель создал сценарий балетов «Вдова в зеркале» Кристенсена (1934, балетм. Б. Ралов), «Земля обетованная» Рисагера (1942, балетм. Х. Ландер). В кон. 1930-х гг. были поставлены балеты-симфонии: Н. Тейладе создала «Круг» на муз. 6-й симфонии Чайковского (1938); Ралов — «Четыре темперамента» на муз. 2-й симфонии К. Нильсена; Б. Бартолин — «Классическую симфонию» на муз. Прокофьева (1950). В 1948 в репертуар был включён балет Мясина — «Фантастическая симфония» на муз. Берлиоза, в 50-х гг. — наиболее известные симфонич. балеты Дж. Баланчина. Однако форма бессюжетного симфонич. балета в Дании не привилась.
Наиболее популярными исполнителями были: в 1920-х гг. — танцовщицы У. Поульсен, Э. Лассен; в 30-х гг. — выдающаяся балерина М. Ландер, танцовщик Х. Брено, мимич. артисты Н. Б. Ларсен и Г. Карстенс; в 40-50-е гг. — танцовщицы М. Шанне, М. Вангсо, К. Ралов, И. Санн, танцовщики Ф. Шауфус, Э. Брун, Б. Ралов, Ф. Бьёрнсон, Ф. Флиндт.
После 2-й мировой войны 1939–45 Д. б. начал постепенно выходить из той изоляции, в которой пребывал ранее. С 1950 (с 1955 ежегодно) две последние недели каждого театр. сезона в стране проводятся фестивали балета и музыки. С 1953 балетная труппа начала выезжать на гастроли за границу. Одновременно отдельные дат. артисты стали работать в балетных коллективах др. стран. В 1951 после ухода Х. Ландера руководители труппы часто менялись, балеты ставили преим. иностр. балетмейстеры: англичанин Ф. Аштон пост. «Ромео и Джульетту» (1955); шведка Б. Кульберг — «Лунный олень» Рисагера (1957), «Фрёкен Юлия» Рангстрёма (1958); француз Р. Пти — «Кармен» на муз. Бизе (1960), «Волк». Дютийё (1967).
В 1966–78 Королевский датский балет возглавлял Ф. Флиндт. Он восстановил лучшие пост. Авг. Бурнонвиля («Ярмарка в Брюгге» Паулли; «Сильфида» Лёвеншелля), но одновременно готовил коллектив к исполнению спектаклей в самых разл. стилях, распространённых в мировом балетном театре 2-й пол. 20 в. В репертуаре появились постановки хореографов: П. Тейлора («Ореол» на муз. Генделя, 1968), Г. Тетли («Лунный Пьеро» Шёнберга, 1962), Х. Лимона («Павана мавра», 1971), Л. Любовича («Свадебка», 1974), М. Луиса и др. Работа над этими спектаклями помогла артистам овладеть школой танца модерн. Здесь ставят балеты также Дж. Ноймайер, Р. Пти, Дж. Роббинс, Х. ван Манен и др. Среди постановок самого Флиндта — «Чудесный мандарин» (1967) и балеты на сюжеты драматурга Э. Ионеско: «Урок» Дельрю (1964), «Юноша должен жениться» Нёргора (1967), «Триумф смерти» Коппеля (1972). Ряд постановок осуществил молодой балетм. Э. Хольм: «Тропизмы» Хольма (1964), «Орест» Риделя (1968).
Совр. дат. композиторы (Н. В. Бентсон, В. Хольм, П. Нёргор) часто обращаются к балету. Труппа Королевский датский балет выступает в здании Королевского театра, построенного в 1874 (имеется вторая сцена, функционирующая с 1957). При труппе работает школа (с 1771), где дети учатся 8 лет (с 7-9-летнего возраста) и проходят (с 16 лет) двухгодичную стажировку в театре. Окончившие школу принимаются в кордебалет, затем наиболее одаренные занимают положение солистов. Известные артисты 1960-70-х гг.: танцовщицы — Т. Ландер, К. Симоне, А. Леркесен, С. Эстергор, В. Флиндт, М. Хённинген, И. Ю. Хансен, С. Энглунд, Д. Бьёрн, А. Дюбдаль, Л. Хиндберг; танцовщики — Х. Кронстам, Н. Келет, Ф. Рюберг, О. Поульсен, П. Якобсен, П. Мартинс, П. Шауфус, Ф. Хальби, Й. Элиасен, А. Виллумсен, Ф. и А. Андерсен. В 1973 Королевский датский балет был на гастролях в СССР.
С 1872 в Копенгагене работал театр пантомимы, где ставились также балеты. Его непосредственным преемником является Театр пантомимы в копенгагенском парке «Тиволи», который с 1956 возглавляет Н. Б. Ларсен, ставящий там балеты. Наиболее известные дат. историки балета и критики: С. Краг-Якобсен, А. Фридерисия, С. Э. Ашенгрен.
Литература: Слонимский Ю., Балетмейстер Бурнонвиль, Э. Брандес, Август Бурнонвиль, в сб.: Классики хореографии, Л. — М., 1937, с. 225 — 330; Краг-Якобсен С., Исторические связи между Королевским датским балетом и русским балетом, «Журнал Министерства иностранных дел Дании», [б.д.]; Демидов А., Возвращение к «Сильфиде», «Т», 1973, № 9.
Е. Я. Суриц
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.