Исландская музыка
Древнейшие образцы народного исландского муз. творчества содержатся в памятниках исландского эпоса — эддах и сагах. Наиболее ранний из таких образцов — «Гимн на создание мира» из старинной эдды; известны более поздние песни-притчи, также повествующие о происхождении и деяниях богов. С 11 В., после введения христианства, в И. м. распространяется григорианский хорал, а в сер. 16 в. его в значит. мере вытесняет протестантский. Старейший сохранившийся документ церк. музыки — часослов в стихах «Оффициум св. Торлака» (Officium Sancti Thorlaci, конец 13 в.). В 1594 выходит первый печатный нотный сб. протестантских хоралов. В ранний период хоральная мелодия, как правило, была одноголосной и отличалась обилием мелизматич. украшений, позже хоралы становятся ритмически строже.
Наряду с церковной развивается и нар. музыка. Исл. нар. музыка по преимуществу вокальная. С 12 в. известны песни без аккомпанемента, сопровождающие нар. танцы; после Реформации развивается особый песенный жанр — викиваки, отличающийся своеобразием ритмич. рисунка. Тексты подобных танцев-рассказов обычно повествуют о жизни легендарных героев-рыцарей. На нар. музыку повлияла поэзия скальдов, что сказалось, в частности, в том, что для героич. песен стала характерной чередующаяся рифма.
Наиболее распространённой формой нар. песен начиная с сер. 14 в. становятся т.н. римур (мн. число от рима) — строфич. песни героич. содержания, являющиеся частью больших эпопей. В каждой части эпоса менялся метр, а с ним и напев, представлявший собой в исполнении сказителя нечто среднее между разговорной интонацией и мелодией.
Игра на муз. инструментах получила в народе значительно меньшее распространение, чем вок. исполнение, и исл. инструментарий небогат. Наиболее известные струн. инструменты — лангшпиль (род смычковой цитры, имеющей две одинаково настроенные струны и 3-ю — на октаву ниже; встречаются также лангшпили с одной струной) и фидла (двухструнный смычковый инструмент).
Благодаря иск-ву нар. певцов, традиции муз. исл. фольклора поддерживаются и в 20 в. Наряду с одноголосием распространено и двух-голосие; последнее характеризуется мелодией, поющейся в интервале параллельной квинты, и носит назв. «твисёнгур». Отличит. чертами совр. исл. нар. музыки, по определению исследователя Б. Гудмундссона, являются, помимо специфич. двухголосия, также нерегулярное чередование ритмов (соответственно аллитерации в нац. поэзии) и использование лидийского и дорийского ладов.
Развитие проф. исл. муз. культуры началось в конце 19 в., после завоевания страной независимости. Расширение связей с внешним миром способствовало проникновению в Исландию европ. муз. культуры. Появляются нац. музыканты-профессионалы. Основоположником нац. музыки был С. Свейнбьёрнссон, автор Гос. гимна Исландии, создавший произв. для оркестра, фп., скрипки; кантаты, баллады. На рубеже 19–20 вв. выделяются также авторы фп. и вок. сочинений X. Хельгасон и Й. Лаксдаль.
Начало серьёзному изучению фольклора положил композитор и теоретик Б. Торстейнссон, опубликовавший в 1909 в сб. «Исландская национальная музыка» («Islenzk thjуdlцg»), наряду с собранными им образцами фольклора, духовные сочинения, в т. ч. «Мессу св. Торлака», относящуюся к нач. 14 в. Среди ведущих исл. композиторов, выдвинувшихся в первые десятилетия 20 в., большинство, как правило, получили образование в европ. консерваториях и представляют разл. направления совр. музыки. Вместе с тем общим для них является стремление к продолжению нац. традиций и разработке исл. фольклора.
Известность получили директор муз. школы и церк. органист П. Исоульфссон, автор ряда соч. разных жанров, композиторы Э. Тородсен, К. Руноульфссон, Й. Тоураринссон, X. Паульссон, А. Снорасен и др. Важную роль в разл. областях муз. жизни играет композитор, дирижёр и фольклорист Й. Лейфс. Изучением фольклора занимается также музыковед и композитор Б. Гудмундссон.
Муз. жизнь Исландии почти целиком сосредоточена в столице страны — Рейкьявике. Здесь имеются различные муз. об-ва: Рейкьявикское музыкальное общество, Частное общество друзей музыки, Клуб камерной музыки, Джазовый клуб и др. В городах Акурейри, Акранес, Хабнарфьордур и др. также имеются музыкальные об-ва. В Рейкьявике функционируют Высшая муз. школа, Городская муз. школа для молодёжи, Церковная муз. школа, а также ряд частных муз. классов.
Исполнительское иск-во, особенно хоровое пение, находится на высоком уровне. Старейший муж. хор «Фостбрайдур» («Названные братья», осн. в 1916) и наиболее крупный хор страны «Исландские певцы» гастролировали в ряде стран Европы и Америки. В 1950 был основан Исландский симфонический оркестр (с 1961 коллектив передан в ведение Исландского радио и получил наименование Исландский гос. симф. оркестр). В Рейкьявике работает Нац. т-р (осн. 1950), в составе к-рого имеется муз. труппа, ставящая оперы и оперетты. Среди исл. артистов — певицы Г. Симонар и Ф. Паульсдоуттир, певцы Ф. Вейсгаппель, С. Исланди, пианист А. Бейнтененсон. Муз.-издат. деятельность осуществляет изд-во «Музика Исландика».
Литература: Hammerich A., Studier Over islandsk musik. Aarbшger for nordisk Oldkyndighed og historie, (s. 1.), 1899; Leifs J., Islandsk tonekjensl, Oslo, 1924; Thorsteinsson В., Islenzk vikivakalуg, Reykjavik, 1929; его же, Thjуdlegt sцnglif б Islandi ad formi og nyju, Siglufjцrdur, 1931; его же, Folkellg sand og musik paa Island, в сб.: Nordisk kultur, Kbh., 1934; Thуrуlfsson B. K., Rimur fyrir 1600, Reykjavik, 1934; Sveinbjцrnsson Sv., Icelandic folksongs, Edinburgh, Pentland and Reykjavik, 1949; Helgason H., Islдndische Musik, «Singt und Spielt», XV, H. 6, Z., 1949; Leifs J., Islands kьnstlerische Anregung, Reykjavik, 1951; Helgason H., Das Heldenlied in Island heute, Bremen, 1955.
M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.