Бразильский балет

Бразильский балет

Танцевальная культура Бразилии сложилась из элементов индейского, африканского и европейского (преим. португальского) фольклора. Танец занимал большое место в афро-бразильских ритуальных зрелищах («макумбы», «кондомбле»). Он сохранился в сел. местности в рождественских кортежах и играх, восходящих к 16 в. (напр., интермедия «бумба-меу-бой»), а также в карнавалах, где особенно популярен танец самба. Первые свидетельства о сценич. танцах относятся к 1779, когда в оперных спектаклях театра «Розинья» (Рио-де-Жанейро) исполнялись нац. танцы. В 19 в. в Рио-де-Жанейро выступали гастролёры: в 1813 труппа Лакомб (в помещении Королевского театра «Сан-Жуан»), в 1819 — труппа Туссен (в театре «Сан-Педру») и др. Гастроли участились во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. В 1913 и 1916 в страну приезжали Русский балет Дягилева, труппа А. П. Павловой (в годы 1-й мировой войны) и др. коллективы, что способствовало развитию нац. балета.

В 1927 при Муниципальном театре («Театру мунисипал») в Рио-де-Жанейро была открыта балетная школа под рук. М. Оленевой. Из воспитанников школы был образован коллектив, который в нач. 30-х гг. выступал в Муниципальном театре, а с 1936 стал его постоянной труппой, которой до 1942 руководила Оленева. В числе танцовщиков — Ю. Линдберг (с 1934 ведущий солист, с 1942–48 руководитель школы), первая классич. танцовщица — М. Розай (в труппе с 1937), позднее Б. Розанова, Э. Пуделько, М. Франку, Л. Юки и др. Оленева ставила танцы в операх, первые танц. миниатюры и одноактные балеты на музыку браз. композиторов, в которых использовала нац. сюжеты. В репертуаре были также «Уйрапуру» Вила Лобоса в пост. чеха В. Вельчека (1939), балеты М. М. Фокина («Сильфиды», «Петрушка», «Видение розы» и др.).

В 1945 труппой руководил И. Швецов, поставивший одноактные варианты балетов «Лебединое озеро» и «Красный мак», балеты «Извечная борьба» на муз. Шумана, «Лунная соната» на муз. Бетховена.

С 1945 в Бразилии работала Т. Лескова, с 1946 она танцевала в Муниципальном театре, в 50-70-е гг. возглавляла труппу (с перерывами). В числе её пост.: «Маскарад» на муз. Хачатуряна (1949), «Саламанка ду Жарау» Косми (1952), «Пугало» на муз. Миньони (1954), «Открытие Бразилии» на муз. Вила Лобоса (совм. с Е. Фёдоровой, 1960), «Золотой петушок» на муз. Римского-Корсакова (1963).

В Муниципальном театре работали и др. балетмейстеры: Вельчек — «Попугай мальчика» (1952); М. Розай — «Мансенилья» (1953); М. Гремо — «Бахиана N1» (1954) — все на муз. Вила Лобоса, и «Ученик чародея» на муз. Дюка (1959); Х. Ландер — «Яра» на муз. Вила Лобоса (1960); Дж. Франклин — «Маракату» (под аккомпанемент ударных инструментов, 1961); У. Доллар (ставил в 1963); Н. Томсон — «Золушка» (1968); Ж. Скибин — «Свадебка» и «Жар-птица», «Дафнис и Хлоя» (все — 1973); О. Арайс — «Магнификат» на муз. Баха, «Кантабиле» на муз. Барбера, «Чудесный мандарин» (все — 1974) и др. В 1971–73 труппу возглавлял Э. Сараспе. Среди артистов 50-60-х гг.: танцовщицы М. Анжелика, И. Мейер, Э. Олиози, С. Диекен, Т. Капеллер, А. Аддор, Б. Консуэлу, Р. Лима; танцовщики А. Феррейра, А. Лотуфу, Д. Грай, Л. Отеру, Дж. Франклин, Д. Дюпре, в 70-х гг. — ведущая солистка Н. Эстевис.

В Рио-де-Жанейро имелись и др. труппы: Хореографич. коллектив под рук. Вельчека (1944–50); Балет юности (организованный в 1947 педагогом К. Лейти, критиком Ж. Корсёй при участии Швецова, в 1951–55 его возглавлял Дж. Франклин, во 2-й пол. 50-х гг. — С. Риберу); Балетное общество Т. Лесковой (1948–49); Балет Нины Вершининой (с 1957), сочетающий классич. танец и танец модерн; Балет 400-летия Рио-де-Жанейро (1962–63, под рук. Франклина); Бразильская труппа (с кон. 60-х гг.) с репертуаром преим. из балетов А. Митчелла.

Особое значение имела деятельность Д. Ашкар, которая открыла школу, с 1972 издаёт журнал «Данса» и с кон. 40-х гг. возглавляет труппу Балет Рио-де-Жанейро. В этой труппе в 40-х гг. выступали танцовщица К. Риус, в 50-60-х гг. — Н. Лапорт, танцовщик Р. Северо и др.; в репертуаре — «Бразильский концерт» на муз. Тавариса (балетм. М. Гремо), «Смерть птицы» (балетм. И. Гуизер) и «Зуимаалату» (балетм. Н. Вершинина) — оба на муз. Вила Лобоса; «Щелкунчик»; «Лес Амазонки» на муз. Вила Лобоса (оба — 1975, балетм. Ашкар).

В Рио-де-Жанейро работают неск. школ, в т. ч. Школа Муниципального театра. В Сан-Паулу в 1940 Вельчек организовал первую школу и труппу, в 1942–47 оба коллектива возглавляла Оленева; с 1947 здесь работала М. Франку. В 1953–54 в этом же городе А. Миллош возглавлял труппу 400-летие Сан-Паулу. Среди его пост.: «Бразильская фантазия» Лимы, «Атаманша» на муз. Гуарньери, «Уйрапуру», «Зонтик» на муз. Миньони.

В 70-х гг. был создан «Балле стажиум» под рук. Д. Отеру. В репертуаре спектакли Отеру («Куарум» на нар. индейскую муз., 1977), Арайса, Гизеры и др. В 1948 в Белу-Оризонти была организована школа К. Лейти и на её основе Балет Минас-Жерайс. В Салвадоре выступает полулюбительская труппа Балет Байи. С 1963 в Рио-де-Жанейро при музее Совр. искусства периодически даёт представления труппа под рук. Ж. Мота, где балеты ставят Н. Вершинина, Э. Са’Эарп и др.

Выступления коллективов не регулярны. Труппы муниципальных театров проводят «сезоны», для которых готовят репертуар, остальные же собираются только для постановок новых балетов. Мн. бразильские артисты, не имея работы, уезжают за границу (в 50-х гг. — И. Мейер, Б. Консуэлу, в 60-70-х гг. — М. Айде, Л. Проэнса).

В стране получил распространение танец модерн. Первой танцовщицей, выступавшей в этом виде танца, была в 30-х гг. Ш. Ульман.

В числе исследователей нар. танца Э. Волузия и Фелиситас (Ф. Б. Баррету), среди балетных критиков Ж. Корсёй, К. Убольди, Д. Эспозито, Н. Пенна.

Е. Я. Суриц
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Бразильская музыка

реклама

вам может быть интересно

Тембр Термины и понятия
Фраза Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Постановка голоса Опера, вокал, пение
Энармоника Термины и понятия
Стретта Термины и понятия
Andantino, андантино Термины и понятия
Куранта Музыкальные жанры
Аншлаг Термины и понятия
Классика музыкальная Термины и понятия
Авангардизм Термины и понятия

Реклама