Список сочинений Милия Балакирева, даты и литература

Биография Балакирева

Для хора с оркестром

• Кантата памяти Глинки (1904)

Для оркестра

• 2 симфонии (C-dur, 1864–97; d-moll, 1907–08)
• Увертюра на тему испанского марша (d-moll, 1857, 2-я ред. — Испанская увертюра, 1886)
• Увертюра на темы трёх русских песен (h-moll, 1858, 2-я ред. — 1881)
• музыкальная картина «1000 лет» (вторая увертюра на русские темы, Des-dur, 1863–64, 2-я ред. — симфоническая поэма «Русь», 1887, ред. 1907)
• Чешская увертюра (Fis-dur, 1867, 2-я ред. — симф. поэма В Чехии, 1905)
симфоническая поэма «Тамара» (1882)
• Сюита в 3-х частях (h-moll, Preambule, Quasi Valse, Тарантелла, 1901–09, окончена С. M. Ляпуновым)
• музыка к трагедии Шекспира «Король Лир» (увертюра, Шествие, антракты, 1858–61, 2-я ред. — полная партитура, включающая 2 варианта Шествия, Сон Кента, интерлюдию, военную музыку, симфоническую картину битвы, мелодраму, трубные и барабанные сигналы, 1905)

Для фортепиано с оркестром

• концерт No 1 (fis-moll, I ч., 1855, партитура изд. M., 1952)
• концерт No 2 (Es-dur, 1861–62, 1909–10, окончен С. М. Ляпуновым)
• Большая фантазия на русские национальные напевы, op. 4 (Des-dur, 1852, изд., М., 1954)

Камерные ансамбли

• октет для флейты, гобоя, валторны, скр., альта, влч., к-баса, фортепиано, ор. 3 (c-moll, 1850–56, партитура изд. М., 1959)

Для фортепиано в 2 руки

фантазия «Исламей» (1869)
• 1-я соната (b-moll, 1856–57)
• соната (b-moll, 1905)
• сонатина (C-dur, 1909)
• 3 скерцо, 7 мазурок, 3 ноктюрна, 7 вальсов, разные пьесы (в т. ч. Полька, В саду, Думка и др.)

М. А. Балакирев, Полное собрание сочинений для фортепиано в 3 тт. под ред. К. С. Сорокина, М., 1952

Для фортепиано в 4 руки

• 30 русских народных песен (обр. 30 песен русского народа для одного голоса с сопровождением фортепиано из собранных в 1886 г. Г. О. Дютшем и P. М. Истоминым, гармонизовал Милий Балакирев, 1898)
• Сюита в 3 ч. (Полонез, Песенка без слов, Скерцо, 1909)
• На Волге (1868, изд., М., 1948)

Сочинения на темы других композиторов

• Воспоминание об опере «Жизнь за царя» М. Глинки. Фантазия, 1899 (1-я ред. — Фантазия для фортепиано на мотивы из оперы «Жизнь за царя» М. Глинки, 1854–56)
• экспромт на темы 2-х прелюдий Шопена (es-moll и h-moll)
• Испанская серенада на темы, записанные Глинкой (1856)

Транскрипции и переложения для фортепиано в 2 руки

• Глинка (Жаворонок, Арагонская хота, Камаринская, Не говори)
• П. Запольский (Грёзы)
• А. С. Танеев (2 вальса-каприса)
• Г. Берлиоз (увертюра «Бегство в Египет»: 2-я ч. оратории «Детство Христа»)
• Л. Бетховен (каватина из струн. квартета, B-dur, op. 130; Аллегретто из струн. квартета, ор. 59 No 2)
• Ф. Шопен (Романс из 1-го концерта, ор. 11)

Транскрипции и переложения для фортепиано в 4 руки

• Г. Берлиоз (Гарольд в Италии)
• А. Ф. Львов (увертюра к опере «Ундина»)

Транскрипции и переложения для 2 фортепиано в 4 руки

• Глинка (Князь Холмский, Ночь в Мадриде)
• Л. Бетховен (квартет f-moll, op. 95)

Для голоса с фортепиано

• 20 романсов (1857–65)
• 10 романсов (1895–96)
• романсы (1903–04)
• 3 забытых романса (Ты пленительной неги полна, Звено, Испанская песня, 1855, изд. 1908)
• Два посмертных романса (Заря, Утёс; 1909)

• М. Балакирев. Романсы и песни. Ред. и вступ. ст. Г. Л. Киселёва, М., 1937
• Сборник русских песен (40) (1865, изд. 1866)

Переложения для голоса с оркестром

• Даргомыжский (Паладин, О, дева-роза)
• Глинка (Ночной смотр, О, дева чудная моя)
• собственные произведения (Грузинская песня, Запевка, Сон)

Для хора a cappella

• Гимн в честь св. вел. кн. Владимирского Георгия Всеволодовича, основателя Н. Новгорода, сочинённый по случаю празднования нижегородцами семисотлетия годовщины его рождения (1189–1889)
• духовно-музыкальные переложения и сочинения (М., 1900) и др.

Переложения для хора a cappella

• Глинка (Венецианская ночь, Колыбельная песня)
• Шопен (мазурки, ор. 6, No 4; op. 41, No 4)

Инструментовка сочинений других композиторов

• Н. В. Щербачёв (две пьесы для фортепиано: Две идиллии…(имя Балакирева в изд. не указано))
• А. Львов (увертюра к опере «Ундина»)
• Глинка (Первоначальная полька)
• Шопен (концерт e-moll, Сюита из соч. Шопена)

Редакции сочинений других авторов, в т. ч. опер и симфонических произведений М. И. Глинки, фортепианных соч. И. Ф. Ласковского, сонат Ф. Шопена, некоторых оригинальных произведений и транскрипций Ф. Листа, Те Deum Г. Берлиоза, произведений К. Таузига.

Основные даты жизни и деятельности

• 1836 — 21 XII. В семье служащего нижегор. Соляного правления А. К. Балакирева родился сын Милий. 1844. — Занятия с матерью Елизаветой Ивановной (фп.).
• 1846 — Поездка с матерью в Москву, 10 уроков у А. И. Дюбюка, «от к-рого впервые усвоил себе правильные приёмы фп. игры» (Автобиография). — Поступление в Нижегор. губернскую гимназию.
• 1851 — Продолжение ранее начатых занятий с К. К. Эйзрихом. — Знакомство с произв. Ф. Шопена. — Первая встреча с комп. и пианистом И. Ф. Ласковским. — Начало выступлений на муз. вечерах А. Д. Улыбышева (в качестве пианиста, потом и дирижёра).
• 1852 — Первые композиторские опыты.
• 1853 — Окончание Александровского дворянского ин-та. — Переезд в Казань, зачисление вольнослушателем Казанского ун-та на физ.-математич. ф-т. — Продолжение композиторской и исполнительской деятельности.
• 1855 — XII. Приезд в Петербург. — Знакомство с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, позднее — с А. Н. Серовым. Отзыв Глинки: «Балакирев очень дельный музыкант».
• 1856 — Знакомство с Ц. А. Кюи, В. В. Стасовым, а также с С. Монюшко. — 12 II. Первое выступление в Петербурге (исп. 1-ю часть своего концерта для фп. с орк. на муз. утреннике Петерб. ун-та, дирижёр К. Б. Шуберт).
• 1857 — Знакомство с М. П. Мусоргским.
• 1858 — Появление в печати сочинений Б. (романсов), а также фп. произв. И. Ф. Ласковского в ред. Б. — Поездка в Москву, замысел «Симфонии в честь Кремля». — 21 XII. Исп. «Увертюры на темы трёх русских песен».
• 1859 — Знакомство с Т. Г. Шевченко, H. P. Щербиной. — 15 XI. Исп. увертюры «Король Лир» на концерте Петерб. ун-та.
• 1860 — Знакомство с Л. А. Меем, И. С. Тургеневым. — VI–VII. Поездка вместе с Н. Ф. Щербиной и Н. А. Новосельским по Волге (от Н. Новгорода до Астрахани), запись нар. песен.
• 1861 — Замыслы (неосуществл.) крупных сочинений (Реквием, 2-я симфония «Мцыри», «Русская симфония»). — Знакомство с H. A. Римским-Корсаковым.
• 1862 — Организация и открытие (при участии Б.) Бесплатной муз. школы (БМШ). — VI–VIII. Поездка на Кавказ. — XI. Знакомство с А. П. Бородиным. — Окончательное сформирование Балакиревского кружка.
• 1863 — Выступление Б. как дирижёра в первом концерте БМШ. — VI–IX. Вторая поездка на Кавказ, запись нар. музыки.
• 1864 — Замысел (неосуществл.) оперы «Жар-птица».
• 1866 — Поездка в Прагу. Встречи с представителями чеш. интеллигенции (Б. Сметана и др.). Знакомство с нар. музыкой.
• 1867 — Второе посещение Праги. — 4 II. Исп. в Пражском т-ре под упр. Б. оперы Глинки «Руслан и Людмила». — 29 I. Б. дирижировал оперой Глинки «Жизнь за царя». — X. Начало дирижёрской деятельности в РМО. — XI. Знакомство с Г. Берлиозом.
• 1868 — Знакомство с П. И. Чайковским, Н. Г. Рубинштейном. — VI–XI. Третья поездка на Кавказ.
• 1869 — IV. Б. отстранён от руководства концертами РМО. — XI. Исп. Н. Г. Рубинштейном фантазии «Исламей» в концерте БМШ.
• 1870 — Знакомство с Т. И. Филипповым, поэтами А. М. и В. М. Жемчужниковыми.
• 1872 — Прекращение концертов БМШ. — Поступление на службу в Магазинное управление Варшавской ж. д.
• 1873 — I. Зачисление на должность инспектора музыки в жен. Мариинский ин-т. — XII. Уход из БМШ (преемником Б. стал Н. А. Римский-Корсаков).
• 1875 — Уход из Мариинского ин-та, зачисление на должность инспектора муз. классов жен. уч-ща св. Елены.
• 1876 — Постепенное возвращение к муз. деятельности.
• 1877 — Редактирование оперных партитур Глинки (совм. с Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Лядовым).
• 1881 — Возвращение в БМШ. — Начало работы по редактированию своих ранее написанных сочинений.
• 1882 — Возобновление концертов БМШ под упр. Б. (17 III впервые исп. 1-я симфония Глазунова). — XII. Выступление в концерте из произв. Глинки в пользу сооружения памятника ему в Смоленске.
• 1883 — 3 II. Уход с должности инспектора муз. классов при жен. уч-ще св. Елены. — Назначение Б. управляющим Придв. певч. капеллой. — III. Исп. под. упр. Б. симф. поэмы «Тамара» (в концерте БМШ). — IX. Участие в торжествах, связанных с закладкой памятника Глинке в Смоленске.
• 1884 — Знакомство с С. М. Ляпуновым. — Переписка Б. и Ф. Листа в связи с посвящением Листу поэмы «Тамара». — II. Присуждение Б. Глинкинской пр. за «Увертюру на темы трёх русских песен».
• 1885 — V. Концерт под упр. Б. в Смоленске в честь открытия памятника Глинке.
• 1887 — Муз. вечера у Б. с новым составом посетителей (Ляпунов, ученики Придв. певч. капеллы и др.). — Начало постоянных выступлений Б. на муз. вечерах в доме А. Н. Пыпина. — III. Юбилейный концерт БМШ. — Назначение Б. пожизненной пенсии (в день 25-летия БМШ).
• 1889 — IX. Первое исп. произв. Б. за рубежом («Увертюра на темы трёх русских песен», дирижёр. H. A. Римский-Корсаков, Париж).
• 1890 — Начало переписки с франц. муз. критиком и комп. Л. А. Бурго-Дюкудре, получившим от Б. нар. темы, записанные на Кавказе.
• 1891 — IX. Поездка в Польшу. Посещение Желязова-Воли.
• 1894 — Участие в торжествах в Желязова-Воле, посв. открытию памятника Шопену (по инициативе Б.). — X. Выступление в концерте (Варшава). — 20 XII. Увольнение со службы в Придв. певч. капелле, выход на пенсию. — Первое исп. в Париже симф. поэмы «Тамара» (дирижёр Ш. Ламурё).
• 1897 — Выход из печати книги Б. Каленского «Бедржих Сметана и Милий Балакирев, их значение для развития славянской музыки, их личные и художественные связи» (Прага, 1897).
• 1898 — Чествование Б. в связи с 30-летием БМШ. — III. Б. вошёл в состав комиссии по составлению и изданию рус. нар. песен, собранных экспедициями Рус. географич. об-ва. — 11 IV. Исп. в концерте БМШ под упр. Б. его 1-й симфонии.
• 1899 — Концерт под упр. Б. в Берлине по случаю открытия мемориальной доски на доме, в к-ром умер Глинка.
• 1900 — Редактирование партитуры «Те Deum» Берлиоза.
• 1902 — Начало редактирования собр. соч. Глинки (совм. с С. М. Ляпуновым).
• 1904 — Прекращение публичных выступлений.
• 1906 — Исп. кантаты Б. на торжествах, посв. открытию памятника Глинке в Петербурге.
• 1908 — Отказ от руководства БМШ (преемником Б. стал С. М. Ляпунов). — Редактирование сочинений Ф. Шопена.
• 1910 — 16 V. Смерть Б. в Петербурге.

Литературные сочинения:

Автобиографическая заметка М. А. Балакирева (из его писем к Н. Финдейзену 1903 и 1907 гг.), «РМГ», 1910, No 41; Юбилей Гензельта (за подписью — Валериан Горшков), «Новое время», 1888, 12 марта, No 4323. Письма: Письма M. А. Балакирева к А. П. Арсеньеву (1858—1862 гг.), «РМГ», 1910, No 41, 42; Переписка М. А. Балакирева с П. И. Чайковским, СПБ, (1912); Письма М. А. Балакирева к И. А. Покровскому, «РМГ», 1916, No 40, 44, 46, 49–52; Письма М. П. Мусоргского к М. А. Балакиреву, в кн.; Мусоргский М. П., Письма и документы, М.-Л., 1932; Письма М. А. Балакирева к Ц. А. Кюи, в кн.: Кюи Ц., Избр. письма, Л., 1955; Письма М. А. Балакирева к Б. Каленскому, в кн.: Из истории русско-чешских связей, М., 1955; Балакирев) М. A., Переписка с Н. Г. Рубинштейном и с М. П. Беляевым, М., 1956; Балакирев М. А., Переписка с нотоиздателем П. Юргенсоном, М., 1958; Письма М. А. Балакирева к А. П. Бородину, в кн.: Дианин С. A., Бородин. Жизнеописание, материалы и документы, М., 1960; Балакирев М. A., Воспоминания и письма, Л., 1962; Переписка. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым, в кн.: Римский-Корсаков Н., Лит. произведения и переписка, т. 5, М., 1963; Балакирев М. А. и Стасов В. В., Переписка, т. 1–2, М., 1970–71.

Литература:

Г. Т. (Тимофеев Г.), Очерк развития русского романса, М. А. Балакирев, «РМГ», 1895, No 4; его же, Балакирев в Праге. Из его переписки, «Современный мир», 1911, No 6; его же, М. А. Балакирев, «Русская мысль», 1912, No 6, 7; Финдейзен Н., Милий Алексеевич Балакирев, «РМГ», 1895, No 1; его же (Ник. Ф.), Забытый юбилей М. А. Балакирева (к 50-летию его артистич. деятельности, 1856–1906), «РМГ», 1906, No 17; Боборыкин П. Д., Русский музыкант (Памяти товарища), «Биржевые ведомости», веч. вып., 1910, 29 мая, No 11737; Ляпунов С., Милий Алексеевич Балакирев, «ЕИТ», 1910, вып. 7, 8; Шестакова Л. И., Из неизданных воспоминаний. Мои вечера, «РМГ», 1910, No 41; её же, Из неизданных воспоминаний о Новой русской школе, «РМГ», 1913, No 51–52; Чернов К., Милий Алексеевич Балакирев (по воспоминаниям и письмам), Музыкальная летопись. Статьи и материалы под ред. А. Н. Римского-Корсакова, сб. 3, Л.-М., 1925; Глебов И., (Асафьев Б. В.), Русская музыка от начала XIX столетия, М., 1930; его же. Их было трое…(Из эпохи общественного подъёма русской музыки 50-60-х годов прошлого столетия), в кн.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 3, М., 1954; его же, Русская музыка XIX и начала XX века, Л., 1968; Киселёв Г., М. А. Балакирев, М.-Л., 1938; Гозенпуд A., М. А. Балакирев (к сорокалетию со дня смерти), «СМ», 1950, No 6; Серов А. Н., Новоизданные музыкальные сочинения — Песни и романсы Балакирева, в кн.: Серов А. Н., Избр. статьи, т. 1, М.-Л., 1950; его же, Музыкальное утро в зале СПб. ун-та, там же, т. 2, М.-Л., 1957; Стасов В. В., Двадцать пять лет русского искусства. Наша музыка, в кн.: Стасов В. В., Избр. соч., т. 2, М., 1952; его же, Искусство XIX века, там же, т. 3, М., 1952; Чайковский П. И., Полн. собр. соч. — Литературные произведения и переписка, т. 2, М., 1953; Римский-Корсаков Н., Полн. собр. соч. — Литературные произведения и переписка, т. 1, М., 1955; Гиппиус Е. В., Сборники русских народных песен М. А. Балакирева, в изд.: Балакирев М., Русские народные песни, М., 1957; Кандинский A., Симфонические произведения Балакирева, М., 1960; М. А. Балакирев. Исследования. Статьи, Л., 1961; Алексеев А. Д., Русская фортепианная музыка. От истоков до вершин творчества, М., 1963; М. А. Балакирев. Летопись жизни и творчества (составители: А. С. Ляпунова и Э. Э. Язовицкая), Л., 1967; Kalienski В., Bedaick Smetana a Mily Balakirew, jich vyznam pro vevoi hudbi slovanske, jich osobni a umilacki stuky, Praha, 1897, его же, V Cechach. Symfonicka besen Milie Aleksejevice Balakirewa, «Samostatnost», (1906), No 53; Reiss Е., Lieder von Mili Balakirew, «Die redenden Kunste», Jahrg. IV, 1897/98; Newmarch P., Mily Balakireff, «Sцmmelbцnde der internationalen Musikgesellschaft», Jahrg. IV, H. 1, 1902, Oktober — Dezember, S. 157–63; Calvocoressi M. D., Mili Balakirew, в кн.: Masters of Russian music, L., 1936; Garden E., Balakirew. A critical study of his life and music, N. Y., 1967.

А. И. Кандинский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама