Alexander Monakhov
Заслуженный артист РСФСР (1922), заслуженный деятель искусств РСФСР (1936). Окончил Петроградское театральное училище в 1902 (ученик П. Карсавина, А. Ширяева, Н. Легата, П. Гердта) и был принят в Мариинский театр, где танцевал до 1930 (одновременно репетитор театра и ЛХУ). В 1920-22 управляющий балетной труппой. Принимал участие в «Русских сезонах» С. Дягилева.
Первый исполнитель партии Антонио («Андалузиана» Ж. Бизе); др. партии (1917-30): Солист («Арагонская хота»), Дроссельмейер («Щелкунчик», балетм. Ф. Лопухов), фея Карабос («Спящая красавица»), Царь нубийский («Дочь фараона»), Абдерахман; Великий брамин («Баядерка»), Ротмистр («Привал кавалерии»), Клод Фролло, Квазимодо («Эсмеральда»), Конрад, Бирбанто («Корсар»), Кандавл («Царь Кандавл»), Ганс («Жизель»), Гамаш («Дон Кихот»), Полицмейстер («Золотой век»), Ли Шанфу; характерные танцы: чардаш («Коппелия»), испанский («Лебединое озеро»), рапсодия («Конек-Горбунок») и др.
В 1931-45 работал в Большом театре (репетитор, заведующий балетной трупной), в МХУ преподавал характерный танец.
Монахов — великолепный характерный танцовщик. «Что-то мощное и крепкое всегда ощущается в движениях этого артиста. Ничего вычурного и жеманного» (А. Волынский). Его танец отличался строгостью и четким рисунком, позы были выразительны и ярки, бурный, клокочущий темперамент сдерживался присущим ему чувством меры. Велика его заслуга как педагога и репетитора, с тонким индивидуальным подходом воспитывавшего в учениках (среди которых Н. Анисимова, Н. Вдовина, В. Иванова, С. Корень) умение осмысливать характерный танец.
Литература: Красовская В. А. М. Монахов.— В кн.: Русский балетный театр начала XX века. Л., 1972, т. 2; Лешков Д. А. М. Монахов.— Еженед. петрогр. академич. театров, 1923, № 19—20; Бродерсен 10. Заслуженные актёры балета.— Рабочий и театр, 1936, № 19.
А. Деген, И. Ступников