Александр Григорьевич Арутюнян (23 сентября 1920 — 28 марта 2012) — армянский советский композитор, пианист, педагог. Народный артист СССР (1970). Лауреат Сталинской премии первой степени (1949).
В 1941 окончил Ереванскую консерваторию по классам композиции (С. В. Бархударяна) и фортепиано. В 1946-48 совершенствовался по композиции у Г. И. Литинского (студия при Доме культуры Армянской ССР, Москва). С 1954 художественный руководитель Армянской филармонии.
Музыке Арутюняна свойственно творческое использование армянского народно-интонационного материала, его ладо-ритмических особенностей. Известность Арутюняну принесла «Кантата о Родине» (1948, Сталинская премия, 1949). Ярким национальным своеобразием отличаются симфония (1957), вокально-симфоническая поэма «Сказание об армянском народе» (1961), опера «Саят-Нова» (1963-67, поставлена в 1969, Армянский театр оперы и балета, Ереван).
Г. Ш. Геодакян
ХХ столетие стало особым временем в истории армянской музыки — именно в это время на основе фольклорных и церковных традиций сложилась национальная академическая музыка. Ее становление связывается с кругом композиторов, которых нередко называют «армянской Могучей кучкой», и один из них — Александр Григорьевич Арутюнян.
Александр Григорьевич прожил долгую жизнь, стал свидетелем многих исторических событий. Родина композитора — город Эривани (ныне Ереван). Отец его был военнослужащим. Рано проявив музыкальный талант, будущий композитор с семилетнего возраста обучался в школе при Ереванской консерватории. Ольга Арапетовна Бабасян наставляла его в искусстве фортепианной игры, в которой он достиг немалых успехов, но уже тогда был очевиден его композиторский талант: юный композитор блестяще исполнял собственные фортепианные сочинения, например, обработку танца «Яблочко».
Арутюняну было всего четырнадцать лет, когда он стал студентом Ереванской консерватории. Здесь он продолжал осваивать искусство фортепианной игры под руководством Ольги Бабасян, а также обучался композиции у Вардекса Григорьевича Тальяна и Сергея Васильевича Бархударяна. Уже в студенческие годы он добился успеха на композиторском поприще, некоторые его сочинения были изданы — например, «Армянский танец», Три прелюдии для фортепиано.
В 1939 году Армения отмечала тысячелетие национального эпоса «Давид Сасунский», к этой юбилейной дате был приурочен композиторский конкурс, Арутюнян принял в нем участие и удостоился первой премии. Талантливый композитор обратил на себя внимание властей: по инициативе Григория Артемьевича Арутинова — Первого секретаря ЦК Компартии Армении — Александр Григорьевич создал в соавторстве с другим молодым армянским композитором, Александром Павловичем Долуханяном, торжественную песню, которую предполагалось исполнить на заключительном концерте Декады армянского искусства в Москве (правда, вместо нее там прозвучала «Поэма о Сталине» Арама Ильича Хачатуряна, но сам факт заказа такого сочинения молодому композитору свидетельствовал о признании его таланта).
Арутюнян завершил учебу в консерватории в 1941 году. Его дипломной работой стал Фортепианный концерт. Каденцию из него он исполнял как самостоятельную пьесу в числе других произведений, выступая по радио во время Великой Отечественной войны. Даже в суровые военные годы Александр Григорьевич продолжал совершенствовать свое искусство: в 1942–1943 годах он обучался в Москве у выдающегося педагога-пианиста Константина Николаевича Игумнова, а с 1944 года занимался полифонией и композицией под руководством Христофора Степановича Кушнарёва. В те годы творчество Арутюняна уже получило признание: в 1942 году он представил на республиканский конкурс на лучшее симфоническое произведение увертюру «Наше дело правое» и удостоился премии. В 1944 году в Тбилиси в рамках Декады музыки республик Закавказья была исполнена его Концертная увертюра, а на заключительном концерте виолончелист Гурген Адамян в дуэте с самим автором исполнил «Экспромт» Арутюняна для виолончели и фортепиано, которому суждено было стать одним из самых популярных творений композитора.
После войны Арутюнян совершенствовал свое искусство в студии при московском Доме культуры Армении, обучаясь композиции у Генриха Ильича Литинского, оркестровке у Дмитрия Ильича Рогаль-Левицкого и анализу музыкальных форм — у Виктора Абрамовича Цуккермана. Завершение учения было ознаменовано созданием в 1948 году кантаты «О Родине», за которую композитор удостоился Сталинской премии. Критики отмечали «естественную правдивость и характерность тона», достигаемую за счет «строгого отбора интонаций народной речи». Верность творческим принципам, воплотившимся в кантате, Арутюнян сохранял на протяжении всей своей творческой жизни — поистине, он мог бы подписаться под словами Бенджамина Бриттена: «Музыка создается для людей». Его музыкальный язык, связанный с национальными истоками, всегда сохранял ясность и доходчивость, мелодическую яркость, к каким бы сложным музыкальным формам ни обращался композитор.
Перу Арутюняна принадлежит множество произведений: опера «Саят-Нова», многочисленные концерты и концертино для различных инструментов с оркестром — для трубы, гобоя, валторны, фортепиано, виолончели, для пяти духовых инструментов, а также для колоратурного сопрано. Среди его симфонических сочинений — увертюры, сюита «Танцы Армении», музыкальная картина «Караван». Создавал композитор и хоровые, и вокальные, и камерно-инструментальные сочинения. Проявился его талант и в киномузыке — Арутюнян создал музыку к кинокартинам «Призраки покидают вершины», «О моем друге», «Сердце поет», «За час до рассвета», «Наапет», «Воды поднимаются».
Столь насыщенная творческая деятельность не мешала деятельности общественной и педагогической: в 1954–1990 годах Александр Григорьевич возглавлял Армянскую филармонию, с 1965 года преподавал в Ереванской консерватории.
Александр Арутюнян ушел из жизни в 2012 году.
Сочинения:
музыкальная комедия — Высокочтимые попрошайки (1972); кантаты — Ода Ленину (1967), С отчизной моей (1969), Гимн братству (1970); для оркестра — Торжественная ода (1947), Праздничная увертюра (1949), симфониетта (1966); концерты с оркестром — для фортепиано (1941), голоса (1950), трубы (1950), валторны (1962); Тема и шесть вариаций для трубы и оркестра (1972); концертино — для фортепиано (1951), для 5 духовых инструментов (1964); вокальный цикл Памятник матери (1969), цикл для хора a cappella — Моя Армения (1971); камерно-инструментальные произведения; песни, музыка к драматическим спектаклям и фильмам.