Lorin Maazel
С детства жил в Питсбурге (США). Артистическая карьера Лорина Маазеля поистине феноменальна. В тридцать лет уже дирижер с мировым именем и безграничным репертуаром, в тридцать пять — руководитель одного из лучших европейских оркестров и театров, непременный участник крупнейших фестивалей, объездивший весь мир! Едва ли можно назвать еще один пример столь раннего взлета — ведь неоспоримо, что дирижер, как правило, формируется уже в достаточно зрелом возрасте. Где секрет столь блестящих успехов этого музыканта? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся прежде всего к его биографии.
Маазель родился во Франции; в его жилах течет и голландская кровь, и даже, как утверждает сам дирижер,— индийская... Пожалуй, не менее верно было бы сказать, что в его жилах течет и музыка,— во всяком случае, с детских лет его способности были поразительны.
Когда семья переехала в Нью-Йорк, то Маазель уже девятилетним мальчиком дирижировал — вполне профессионально — знаменитым оркестром Нью-йоркской филармонии во время Всемирной выставки! Но он и не думал оставаться полуобразованным вундеркиндом. Интенсивные занятия на скрипке вскоре дают ему возможность концертировать и даже — в пятнадцать лет — основать собственный квартет. Камерное музицирование формирует тонкий вкус, расширяет кругозор; но Маазель не прельщается и карьерой виртуоза. Он становится скрипачам Питтсбургского симфонического оркестра, а в 1949 году — и его дирижером.
Итак, к двадцати годам у Маазеля был уже и опыт оркестровой игры, и знание литературы, и свои музыкальные привязанности. Но не следует забывать, что попутно он успел окончить математический и философский факультеты университета! Может быть, это сказалось на творческом облике дирижера: его пламенный, неудержимый темперамент соединяется с философской мудростью трактовки и математической стройностью концепций.
В пятидесятых годах началась, непрерывная и все возрастающая по интенсивности артистическая деятельность Маазеля. Вначале он объездил всю Америку, затем стал все чаще приезжать в Европу, участвовать в крупнейших фестивалях — Зальцбургском, Байрёйтском и других. Вскоре удивление ранним развитием таланта музыканта сменилось признанием: его постоянно приглашают дирижировать лучшие оркестры и театры Европы — «Венские симфоники», «Ла Скала», где первые спектакли под его управлением проходят с настоящим триумфом.
В 1963 году Маазель приехал в Москву. Первый концерт молодого, малоизвестного дирижера проходил при полупустом зале. На следующие четыре концерта билеты были распроданы моментально. Вдохновенное искусство дирижера, его редкая способность перевоплощения при исполнении музыки различных стилей и эпох, проявившаяся в таких шедеврах, как Неоконченная симфония Шуберта, Вторая симфония Малера, Поэма экстаза Скрябина, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, покорили слушателей. «Дело не в красивости движений дирижера,— писал К. Кондрашин,— а в том, что слушатель благодаря «наэлектризованности» Маазеля, наблюдая за ним, тоже включается в творческий процесс, активно входя в мир образов исполняемой музыки». Московская критика отмечала «полнейшее единство дирижера с оркестром», «глубину постижения дирижером авторского замысла», «насыщенность его исполнения силой и богатством чувств, симфонизмом мышления». «Неотразимо воздействует весь облик дирижера, завораживающего своей музыкальной одухотворенностью и редким артистическим обаянием,— писала газета «Советская культура».— Трудно найти что-либо более выразительное, чем руки Лорина Маазеля: это необычайно точное графическое воплощение звучащей или только еще должной зазвучать музыки». Последующие гастроли Маазеля в СССР еще более укрепили его признание в нашей стране.
Вскоре после приезда в СССР Маазель впервые в жизни возглавил крупные музыкальные коллективы — он стал художественным руководителем Западноберлинской городской оперы и симфонического оркестра Западноберлинского радио. Однако интенсивная работа не мешает ему по-прежнему много гастролировать, участвовать в многочисленных фестивалях, записываться на пластинки. Так, лишь за последние годы им были записаны на пластинки все симфонии Чайковского с Венским симфоническим оркестром, многие произведения И. С. Баха (Месса си минор, Бранденбургские концерты, сюиты), симфонии Бетховена, Брамса, Мендельсона, Шуберта, Сибелиуса, Франка, «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, «Пинии Рима» Респиги, большинство симфонических поэм Р. Штрауса, произведения Мусоргского, Равеля, Дебюсси, Стравинского, Бриттена, Прокофьева... Всего не перечислишь. Не без успеха выступил Маазель и как режиссер в оперном театре — в Риме он поставил оперу Чайковского «Евгений Онегин», которой также дирижировал.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969