Екатерина Сергеевна Максимова

Ekaterina Maximova

Дата рождения
01.02.1939
Дата смерти
28.04.2009
Профессия
Страна
СССР
Екатерина Максимова
Екатерина Максимова и Владимир Васильев Екатерина Максимова – актриса, танцевавшая на пуантах с воздушной легкостью

Ее нельзя назвать просто балериной, даже знаменитой, – она в первую очередь актриса. Актриса, танцевавшая на пуантах с воздушной легкостью.

Екатерина Максимова родилась в Москве 1 февраля 1939 года. Хрупкая большеглазая девочка, живая и подвижная, мечтала стать пожарником или кондуктором трамвая. В самом крайнем случае балериной. Мама Кати долго колебалась, прежде чем отвести девочку на показ в хореографическое училище. Сыграл свою роль тот факт, что жили они в одном доме и были знакомы со знаменитой балериной Екатериной Гельцер, которая отметила у девочки несомненные балетные данные. Действительно, сложена Катя была для балета – худенькая, легкая, пропорциональная, подвижная и грациозная.

В десять лет Катя Максимова поступила в Московское хореографическое училище. Еще в первом классе, проучившись всего несколько месяцев, она впервые в жизни вышла на сцену Большого театра – ту сцену, которая впоследствии станет для нее родной и привычной. Вначале она появлялась в детских эпизодических ролях в оперных спектаклях, а вскоре ей была доверена и балетная роль в «Золушке» – Катя была птичкой в свите феи Весны. В 1952 году она впервые участвовала в балете «Щелкунчик», который надолго вошел в ее жизнь. Она исполняла партии снежинки, куклы, Маши-девочки, танцевала па-де-труа со своей соученицей и Владимиром Васильевым, с которым впоследствии крепко связала ее судьба на сцене и в жизни.

Еще будучи ученицей, Максимова станцевала первую большую роль – Машу в «Щелкунчике» и получила первую премию на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве в 1957 году.

После окончания училища молодая балерина в 1958 году пришла в Большой театр и проработала в нем до 1988 года. Сразу же, практически минуя кордебалет, она стала танцевать сольные партии. Небольшого роста, идеально сложенная и удивительно пластичная балерина, казалось, самой природой была предназначена для классических ролей. Но вскоре стало очевидно, что ее возможности поистине безграничны – она с одинаковым блеском исполняла и классические, и современные партии. Максимова обладала особенным прыжком. Казалось, она не просто подпрыгивает, а летает в воздухе. Особенно ярко это проявлялось в партиях современного репертуара.

Уже в 1959 году, на следующий год после окончания училища, она отправилась на свои первые зарубежные гастроли в США и Канаду. Отзывы о ней были самыми восторженными. После поездки за Екатериной Максимовой надолго закрепилось прозвище, данное ей прессой: «маленький эльф». В том же году Максимова завоевала золотую медаль на конкурсе классического танца на Всемирном фестивале молодежи в Вене. И вновь гастроли – Китай, а в последующие два года – Дания, Норвегия, Финляндия.

Вскоре началась первая ее совместная работа с молодым балетмейстером Юрием Григоровичем, работавшим в то время в Ленинграде и приглашенным для постановки балета «Каменный цветок». Григорович постарался показать не отвлеченные образы уральского сказа, а живых, конкретных людей с их переживаниями и чувствами, достоинствами и недостатками. В его постановках всегда был очень силен драматургический элемент, и дарование Екатерины Максимовой как нельзя более соответствовало целям балетмейстера. Она сумела показать динамику развития характера Катерины, последовательно переходя от лирического образа русской девушки к характеру сильному, способному бороться за свою любовь.

Через год Екатерина Максимова получила одиннадцатый вальс в «Шопениане». Этот балет оказался глубоко созвучен душе балерины, и через год она уже исполняла в нем Прелюд и Седьмой вальс.

В 1960 году Максимова снялась в фильме-балете «Золушка», где танцевала фею Весны. На следующий год снялась в роли Жизели в фильме «СССР с открытым сердцем», предназначенном для показа на Западе. Премьера фильма состоялась в Париже, и этот визит во Францию принес танцовщице еще одну радость – он стал свадебным путешествием Екатерины Максимовой и Владимира Васильева.

Серьезным испытанием стала для молодой артистки партия Марии в балете «Бахчисарайский фонтан». До нее исполнительницей этой партии была Галина Уланова. Образ Марии неразрывно слился с характером знаменитой балерины, а ее пластика стала эталоном. Та же история была с Жизелью – эту партию Максимова получила прямо «из рук» прославленной балерины. Уланова, подыскивая себе ученицу, остановилась на подающей большие надежды молодой танцовщице. Жизель Максимовой, принесшая ей славу и успех, была более беспечной и наивной, чем тот же образ у Галины Улановой, скорее лиричной, нежели трагичной.

Особое место в ее жизни занимал творческий и семейный союз с Владимиром Васильевым. Хрупкая и изящная Максимова и сильный, атлетичный, уверенный в себе Васильев составляли необычайно гармоничную пару.

В 1968 году Григорович поставил балет «Спартак», в котором партию Фригии, подруги Спартака, он создал специально для Екатерины Максимовой. Новизна этой партии состояла не только в ее трагическом характере, но и в ее хореографическом рисунке. Григорович ввел множество сложных поддержек и почти акробатических элементов. Но этот новый для Максимовой образ был столь же органичен, сколь и все созданные ею характеры. Она создала живой образ героини, соединив античную пластику с остросовременной техникой.

Успех следовал за успехом, творческие силы росли одновременно с опытом, и казалось, что удачам не будет конца. Дуэт Екатерины Максимовой и Владимира Васильева стал символом Большого театра тех лет.

Однако непрерывный взлет резко оборвался. Крест на карьере едва не поставила травма позвоночника, которую она получила в 1975 году на репетиции балета «Иван Грозный». Была сложная верхняя поддержка, из которой балерина неудачно вышла. В результате у нее «выскочил» позвонок.

Сначала травма казалась не столь серьезной, и балерина стремилась скорее возобновить работу. Готовились съемки фильма-балета «Спартак», в котором она должна была исполнять столь удавшуюся ей роль Фригии. Но такая поспешность привела к еще более страшным последствиям. Артистка оказалась в больнице и была обречена на месяцы полной неподвижности. Врачи утверждали, что большим счастьем для Максимовой будет даже простая возможность ходить.

Лечение продолжалось более года. Максимова при помощи мужа и своей силы воли сумела справиться с болезнью. Целый год носила специальный корсет и делала упражнения, разработанные для нее Васильевым. 10 марта 1976 года она вновь вышла на сцену Большого. В «Жизели».

Пережитые Екатериной Максимовой страдания, конечно, не могли не отразиться на ее восприятии мира, заставили переосмыслить многое в творчестве. Ее героини потеряли часть своей легкомысленности, приобретя взамен мудрость, силу и терпение, наивность сменилась глубиной чувств.

В 1976 году Васильев поставил для Максимовой балет «Икар», где она сыграла Эолу, а затем еще целый ряд спектаклей, как в театре («Эти чарующие звуки…»,1978), так и на телевидении («Анюта» и «Чаплиниада»).

«Икар» стал балетмейстерским дебютом Владимира Васильева. Партию Эолы он создавал фактически в соавторстве с Максимовой. Ее танец состоял из излюбленных Максимовой и очень подходящих ее пластике струящихся мягких линий, причудливых, неожиданных и гибких.

Тогда перед артистами и балетмейстерами стояла задача – донести искусство балета до максимально широких кругов. Васильев и Максимова обратились к телевидению и кино. У балерины уже был опыт съемок в кинофильмах начала 60-х годов. Теперь ее творческие замыслы нашли свое воплощение на телевидении. «Ведь именно здесь я могу танцевать партии из спектаклей, которые не идут в нашем театре, или выступать в балетах, специально созданных для телевидения», – отзывалась об этой стороне своей работы сама танцовщица.

Первой работой Максимовой на телевидении стал фильм-балет на музыку Прокофьева «Трапеция», где балерина исполняет роль Девочки, выступающей в бродячем цирке. Телевидение дало артистке возможность проявить свой дар тонкого юмора, эксцентрики, гротеска. Она смогла раскрыть талант комедийной и драматической актрисы.

В фильме-балете «Галатея», поставленном Дмитрием Брянцевым в 1978 году по мотивам пьесы Бернарда Шоу и мюзикла Фредерика Лоу «Моя прекрасная леди», Екатерина Максимова сыграла главную роль – роль уличной цветочницы Элизы Дулитл, которую буквально подобрал на улице преподаватель хореографии Хиггинс (в исполнении Мариса Лиепы) и старательно обучает основам хореографии, хорошим манерам. Максимовой удалось очень точно передать очаровательное сочетание грации и неуклюжести Элизы.

Следующим фильмом с ее участием стал фильм-балет «Старое танго», где Екатерина Максимова исполняла роль травести. Фильм был снят по мотивам известной в свое время кинокомедии «Петер». В основе сюжета лежат приключения влюбленной девушки, которая переодевается юношей.

Вскоре Екатерине Максимовой довелось вновь вернуться к амплуа травести – на этот раз уже на театральной сцене, в балете «Гусарская баллада» в постановке Брянцева. Правда, здесь ей пришлось создавать совершенно другой характер – вспыльчивой и озорной Шуры Азаровой, девушки-гусара. В 1979 году на экране появился телефильм «Жиголо и Жиголетта», в котором Екатерина Максимова сыграла роль Стеллы, а годом позже – фильм-балет «Эти чарующие звуки».

Великолепен фильм-балет Гаврилина «Анюта» и одноименный спектакль, поставленный по мотивам произведения А.П. Чехова «Анна на шее». Вновь хореографическое и актерское мастерство Екатерины Максимовой вызвали восторг зрителей и телезрителей.

С 1980 года Максимова выступала в спектаклях ансамбля «Московский классический балет». В этом составе она исполнила партию Натали в балете «Натали, или Швейцарская молочница» (1980), танцевала Джульетту в балете «Повесть о Ромео и Джульетте».

Списку наград Екатерины Максимовой позавидует любая балерина. Тут и звание народной артистки СССР (1973), и премия имени Анны Павловой Парижской академии танца (1969), и премия имени Мариуса Петипа Парижской академии танца (1972, «Лучший дуэт мира», совместно с В. Васильевым), и Государственная премия СССР (1981), и Государственная премия России (1991). И ордена Ленина (1976), Трудового Красного Знамени (1971 г.), Дружбы народов (1981), и ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени.

Творчеству Максимовой и Васильева посвящены телевизионные фильмы «Дуэт» (1973), «И осталось, как всегда, недосказанное что-то…» (1990), а также французский видеофильм «Катя и Володя» (1989).

В 1980 году Максимова закончила Институт театрального искусства по специальности педагог-балетмейстер, а с 1982 года начала преподавать на кафедре хореографии ГИТИСа. После окончания исполнительской деятельности она в 1990 году стала педагогом-репетитором балета Кремлевского дворца съездов. Там она вместе с Александром Парра поставила спектакль «Библия». Вторая их работа – ироничный и задорный спектакль «Русская рулетка». С 1998 года Максимова была балетмейстером-репетитором Большого театра.

Екатерина Максимова ушла из жизни в ночь на 28 апреля 2009 года в своей московской квартире от сердечной недостаточности.

Д. Трускиновская

реклама

вам может быть интересно

Матс Эк Балетмейстеры

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама