Николай Гяуров

Дата рождения
13.09.1929
Дата смерти
02.06.2004
Профессия
Тип голоса
бас
Страна
Болгария
Николай Гяуров

Среди знаменитых басов послевоенной эпохи одно из ведущих мест принадлежит, несомненно, Николаю Гяурову. «Возродившийся Шаляпин» – так называли его критики. Его голос покорял не только красивым тембром, но и полнотой звучания, тонкостью нюансировки.

Оперным певцом Николай Гяуров стал не столько благодаря чему-то, сколько вопреки всему. В 1929 г., когда он родился, в мире разразился экономический кризис, поразивший даже мощные державы – что же говорить о Болгарии, где в маленьком городке Велинграде появился на свет будущий певец. Нищета, голод – таковы самые яркие воспоминания Гяурова о детстве… А еще – музыка. Минеральные источники привлекали в Велинград немало туристов, поэтому театральные труппы, оркестры и музыканты-солисты приезжали туда на гастроли, и мальчик полюбил музыку, особенно нравился ему духовой оркестр. Первым его музыкальным инструментом была губная гармошка, которую он получил в подарок в пять лет и самостоятельно освоил.

Голос у него был прекрасный уже в детстве. Отец-пономарь хотел, чтобы он пел в церковном хоре, но мальчику это было не по душе. На сцене он выступил лишь один раз – спел итальянскую песню «Мама» на Дне матери.

В детстве Гяуров мечтал быть не певцом, а оркестровым музыкантом. С девяти лет он играл в оркестре на трубе, потом освоил кларнет и тромбон. В четырнадцать лет его влекла скрипка.

Музыкальные занятия были прерваны во время Второй мировой войны: во время фашистской диктатуры старший брат Николая ушел в партизаны, и за это семья два года провела в концлагере. Но по возвращении домой Николай возобновил занятия.

Свои музыкальные успехи он оценивал объективно, и поступать в консерваторию после окончания гимназии не пытался, решив оставить музыку своим хобби. Теперь юноша увлекается театром, играет в любительской труппе, а затем поступает в Академию театрального искусства в Софии. Учебу приходится прервать ради военной службы. Через три месяца молодой человек был направлен в военную академию, где был собственный хор. Имеющийся опыт позволил Гяурову стать помощником дирижера. Однажды на репетициях кантаты для выступления на фестивале он принялся показывать солисту-басу, как нужно петь – и в конце концов тот предложил Гяурову спеть самому.

На фестивале соло Гяурова вызывало такой восторг, что композитор Петко Стайнов озаботился его судьбой, и в 1948 г. Гяуров начал учиться в консерватории у Христо Брымбарова – певца, который много лет пел в Италии. Поначалу занятия вызывали у молодого человека скуку: строгий преподаватель запрещал ему петь арии, «репертуар» студента ограничивался вокализами, и даже на экзамене ему дозволено было спеть только гамму. Тем не менее, его направили на учебу за границу – в Ленинградскую консерваторию, но болгарин тяжело переносил климат Ленинграда и попросил о переводе в Москву.

В Московской консерватории певец получил прекрасную подготовку, параллельно он приобретал сценический опыт в Большом театре. Однако по возвращении на родину он получает назначение в провинциальный театр в качестве артиста третьей категории. Ситуацию изменила победа на двух конкурсах – в Варшаве и Париже, Гяуров становится артистом Софийской народной оперы, где дебютирует партией дона Базилио. Вскоре он исполняет ту же партию в Москве, а в 1958 г. впервые выступает в Италии – поет Мефистофеля в болонском театре «Коммунале».

Международная карьера продолжается оперой «Борис Годунов»: в Москве артист поет Пимена, а в «Ла Скала» – Варлаама. В Милане ему предлагали и заглавную роль, но он считал, что еще не готов к этой сложной партии. Роль Бориса он впервые исполнил в 1965 г. на Зальцбургском фестивале, осуществил эту постановку Герберт фон Караян. Певец утверждал, что он прекрасно чувствует этот образ при всей его сложности – ведь современным людям нелегко понять смерть от угрызений совести.

За много лет Гяуров исполнил немало партий в «Ла Скала» и иных театрах: Великий инквизитор и Филипп в «Доне Карлосе», Рамфис в «Аиде», Сильва в «Эрнани», падре Гуардиано в «Силе судьбы», Моисей в одноименном произведении Джоаккино Россини. В 1964 г. артист выступил на фестивале «Арена ди Верона» в заглавной партии в опере Арриго Бойто «Мефистофель». За эту роль он удостоился золотой медали, став третьим после Федора Шаляпина и Надзарено ди Анджелиса знаменитым ее исполнителем. Впоследствии несколько театров, где эта опера не исполнялась со времен Шаляпина или даже не ставилась никогда, включали ее в репертуар для Гяурова. По словам певца, эту партию он исполнял так часто, что ему стало казаться – для него зарезервированы апартаменты в преисподней. Но назвать Мефистофеля любимой партией он все же не мог – Гяуров утверждал, что любимых партий у него нет вообще, любимой всегда становится та партия, над которой он работает в данный момент.

Но не только итальянская опера составляла репертуар певца, и «Борис Годунов» был для него не единственной русской оперой. В 1969 г. Гяуров участвовал в первом исполнении «Хованщины» на русском языке в США. Он исполнял партию Ивана Хованского, а одним из его партнеров был Борис Штоколов, выступивший в роли Досифея. Были в его репертуаре и другие партии из русских опер: король Рене в «Иоланте», Владимир Галицкий и хан Кончак в «Князе Игоре».

Меньше было в его репертуаре моцартовских партий, но и с творчеством этого композитора певец соприкоснулся. В «Дон-Жуане» Гяуров исполнял баритоновую заглавную партию. Образ Дон-Жуана он трактовал весьма оригинально и неожиданно, подчеркивая не столько аристократическую утонченность, сколько стихийную силу темперамента.

Николай Гяуров завершил свою сценическую карьеру той же партией, которой начинал ее – в 2004 году 74-летний певец исполнил партию дона Базилио. В июне того же года певец ушел из жизни.

реклама

вам может быть интересно

Николай Николаевич Евреинов Музыкальные и театральные деятели

Публикации

Главы из книг

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама