Среди знаменитых басов послевоенной эпохи одно из ведущих мест принадлежит, несомненно, Николаю Гяурову. «Возродившийся Шаляпин» – так называли его критики. Его голос покорял не только красивым тембром, но и полнотой звучания, тонкостью нюансировки.
Оперным певцом Николай Гяуров стал не столько благодаря чему-то, сколько вопреки всему. В 1929 г., когда он родился, в мире разразился экономический кризис, поразивший даже мощные державы – что же говорить о Болгарии, где в маленьком городке Велинграде появился на свет будущий певец. Нищета, голод – таковы самые яркие воспоминания Гяурова о детстве… А еще – музыка. Минеральные источники привлекали в Велинград немало туристов, поэтому театральные труппы, оркестры и музыканты-солисты приезжали туда на гастроли, и мальчик полюбил музыку, особенно нравился ему духовой оркестр. Первым его музыкальным инструментом была губная гармошка, которую он получил в подарок в пять лет и самостоятельно освоил.
Голос у него был прекрасный уже в детстве. Отец-пономарь хотел, чтобы он пел в церковном хоре, но мальчику это было не по душе. На сцене он выступил лишь один раз – спел итальянскую песню «Мама» на Дне матери.
В детстве Гяуров мечтал быть не певцом, а оркестровым музыкантом. С девяти лет он играл в оркестре на трубе, потом освоил кларнет и тромбон. В четырнадцать лет его влекла скрипка.
Музыкальные занятия были прерваны во время Второй мировой войны: во время фашистской диктатуры старший брат Николая ушел в партизаны, и за это семья два года провела в концлагере. Но по возвращении домой Николай возобновил занятия.
Свои музыкальные успехи он оценивал объективно, и поступать в консерваторию после окончания гимназии не пытался, решив оставить музыку своим хобби. Теперь юноша увлекается театром, играет в любительской труппе, а затем поступает в Академию театрального искусства в Софии. Учебу приходится прервать ради военной службы. Через три месяца молодой человек был направлен в военную академию, где был собственный хор. Имеющийся опыт позволил Гяурову стать помощником дирижера. Однажды на репетициях кантаты для выступления на фестивале он принялся показывать солисту-басу, как нужно петь – и в конце концов тот предложил Гяурову спеть самому.
На фестивале соло Гяурова вызывало такой восторг, что композитор Петко Стайнов озаботился его судьбой, и в 1948 г. Гяуров начал учиться в консерватории у Христо Брымбарова – певца, который много лет пел в Италии. Поначалу занятия вызывали у молодого человека скуку: строгий преподаватель запрещал ему петь арии, «репертуар» студента ограничивался вокализами, и даже на экзамене ему дозволено было спеть только гамму. Тем не менее, его направили на учебу за границу – в Ленинградскую консерваторию, но болгарин тяжело переносил климат Ленинграда и попросил о переводе в Москву.
В Московской консерватории певец получил прекрасную подготовку, параллельно он приобретал сценический опыт в Большом театре. Однако по возвращении на родину он получает назначение в провинциальный театр в качестве артиста третьей категории. Ситуацию изменила победа на двух конкурсах – в Варшаве и Париже, Гяуров становится артистом Софийской народной оперы, где дебютирует партией дона Базилио. Вскоре он исполняет ту же партию в Москве, а в 1958 г. впервые выступает в Италии – поет Мефистофеля в болонском театре «Коммунале».
Международная карьера продолжается оперой «Борис Годунов»: в Москве артист поет Пимена, а в «Ла Скала» – Варлаама. В Милане ему предлагали и заглавную роль, но он считал, что еще не готов к этой сложной партии. Роль Бориса он впервые исполнил в 1965 г. на Зальцбургском фестивале, осуществил эту постановку Герберт фон Караян. Певец утверждал, что он прекрасно чувствует этот образ при всей его сложности – ведь современным людям нелегко понять смерть от угрызений совести.
За много лет Гяуров исполнил немало партий в «Ла Скала» и иных театрах: Великий инквизитор и Филипп в «Доне Карлосе», Рамфис в «Аиде», Сильва в «Эрнани», падре Гуардиано в «Силе судьбы», Моисей в одноименном произведении Джоаккино Россини. В 1964 г. артист выступил на фестивале «Арена ди Верона» в заглавной партии в опере Арриго Бойто «Мефистофель». За эту роль он удостоился золотой медали, став третьим после Федора Шаляпина и Надзарено ди Анджелиса знаменитым ее исполнителем. Впоследствии несколько театров, где эта опера не исполнялась со времен Шаляпина или даже не ставилась никогда, включали ее в репертуар для Гяурова. По словам певца, эту партию он исполнял так часто, что ему стало казаться – для него зарезервированы апартаменты в преисподней. Но назвать Мефистофеля любимой партией он все же не мог – Гяуров утверждал, что любимых партий у него нет вообще, любимой всегда становится та партия, над которой он работает в данный момент.
Но не только итальянская опера составляла репертуар певца, и «Борис Годунов» был для него не единственной русской оперой. В 1969 г. Гяуров участвовал в первом исполнении «Хованщины» на русском языке в США. Он исполнял партию Ивана Хованского, а одним из его партнеров был Борис Штоколов, выступивший в роли Досифея. Были в его репертуаре и другие партии из русских опер: король Рене в «Иоланте», Владимир Галицкий и хан Кончак в «Князе Игоре».
Меньше было в его репертуаре моцартовских партий, но и с творчеством этого композитора певец соприкоснулся. В «Дон-Жуане» Гяуров исполнял баритоновую заглавную партию. Образ Дон-Жуана он трактовал весьма оригинально и неожиданно, подчеркивая не столько аристократическую утонченность, сколько стихийную силу темперамента.
Николай Гяуров завершил свою сценическую карьеру той же партией, которой начинал ее – в 2004 году 74-летний певец исполнил партию дона Базилио. В июне того же года певец ушел из жизни.