Афганская музыка
Для Афганистана характерно сложное переплетение музыкальных культур различных народов, издавна населявших страну: афганцев (пуштунов), таджиков, узбеков, туркмен, белуджей и др. Многовековой процесс развития афганской музыки протекал также во взаимодействии с богатой народно-песенной культурой соседних народов — индийцев и персов.
Истоки А. м. уходят в глубокую древность. Уже в 1-й пол. 1-го тысячелетия до н. э. в Бактрии, включавшей сев. обл. совр. Афганистана, культовые мелодии были частью религ. обрядов. Высокого уровня достигло муз. иск-во в могущественной Кушанской империи (существовала в кон. 1 — нач. 3 вв. н. э.). Среди немногих дошедших до нас муз. памятников этого периода в г. Бамиане сохранились изображения парящих в воздухе музыкантов, играющих на чанге (род арфы). С развитием феод. отношений усиливается процесс формирования придворного муз. иск-ва. Служившие феодалам певцы и музыканты восприняли индо-персидскую систему мелодических типов и нотное письмо. Следуя широко распространённым на Востоке муз.-эстетич. теориям, они утверждали «божественное» происхождение музыки, усматривали тесную взаимосвязь между муз. и стихотворной ритмикой. Впервые в афг. лит-ре вопросы теории муз. творчества были затронуты в трактате «Дастарнама» («Книга о чалме») поэта Хушхальхана Хаттака (1613–91). Канонизированные формы придв. музыки сохранялись в стране до нач. 20 в. Однако развитие А. м. определялось в большей степени богатым и самобытным нap.-песенным творчеством, в к-ром ведущее место принадлежит муз. фольклору пуштунов — самой многочисл. народности в стране.
Муз.-поэтич. творчество афганцев представлено разнообразными жанрами. Наиболее популярна ландый — песня-двустишие, состоящая из 2 неравнометричных мелодич. построений. Ей присущи лаконичность, изящество формы, свобода мелодич. рисунка. Тематика ландый обширна: любовная лирика перемежается с гневной сатирой, весёлая шутка — с глубокими философскими размышлениями. Время возникновения этого жанра не установлено (известен образец тысячелетней давности, приписываемый возлюбленной Хало — одного из афг. военачальников в гос-ве Газневидов). Наряду с ландый нар. поэты — ашуги и думы — поют песни в форме багатый (исполняются дуэтом певцов в нарастающем темпе) и нимакый (поются всеми присутствующими поочерёдно). Особое место занимают газйль, мухаммбс, чарббйт — сложные по музыкальной структуре жанры. Их литературная форма была создана поэтами-классиками. Они обычно исполняются профессиональными музыкантами.
Танц. песни отличаются ритмич. чёткостью мелодии; свадебным свойствен напевно-речитативный стиль. Нар. А. м. одноголосна, для неё типичны диатонич. лады, а также лады с увелич. секундой, характерные для песенного творчества мн. народов Востока. Ладовый диапазон звукоряда афг. нар. песен ограничен квартой и квинтой; наблюдается нисходящее мелодич. движение к тонике (см. нотный пример 1).
В более сложных видах афганского песенного творчества ладовый диапазон шире и охватывает нижние — 5-ю и 4-ю ступени лада (см. нотный пример 2).
Богатством и разнообразием отличается афг. муз. инструментарий. Струнные инструменты: щипковые — тамбур (род домры), руббб и дильруббб (род лютни), смычковые — сарингбй и гиджбк (разновидность скрипки), ударные — сантур и чанг (род цимбал); духовые, в т. ч. тростевые — бинбаджб (родственна волынке; заимствована из Индии), сурнбй (род гобоя), шпелый (разновидность свирели), тулб (род дудки); клавишные — армуния (род фисгармонии); ударные — наккарб и дамбма (род литавр), дарибл и дупрб (разновидность бубна), долкбй (род барабана). С нач. 20 в., с проникновением в страну европ. муз. культуры, большое распространение получают фортепиано, аккордеон, мандолина, джазовые инструменты.
Новый этап в истории муз. культуры Афганистана начался после завоевания независимости в 1919. Один из основателей совр. проф. школы музыкантов — Касим Афган. Важный вклад в развитие А. м. внесла муз. редакция Кабульского радио (с 1941), при к-рой открыты трёхгодичные муз. курсы (рук. А. Брешна, художник и музыкант). При Кабульском радио созданы оркестры нар. инструментов (ок. 1946) и эстрадный (существовал в 1961–64), гастролировавшие в СССР и др. странах. Растёт количество любит. хор. коллективов (гл. обр. при лицеях и школах). В 1960-е гг. в Моск. консерватории занималась группа молодёжи из Афганистана. Среди музыкантов, получивших нац.-традиционное и зап.-европ. образование, — Мухаммед Омар, Мухаммедин Захейль, певец Хафизулла Хияль и др. Популярны продолжатели нар.-песенной муз. культуры, наследники ашугов и думов, среди них: Шер Ахмад Газневи, Рахмат Гуль, Мир Хайдар, Абдулджалиль Дзаланд, Факир Мухаммед, Мухаммед Хусейн Арман.
Литература: Беляев В., Афганская народная музыка, М., 1960; Pиштин, Садикулла, Ды жванд сандыра (Песня жизни), Кабул, изд. «Радио», 1959; Бенава Абдуррауфва Форрох, Чанд аханг и пашто (Несколько афганских мелодий), Кабул, изд. «Радио», 1947.
Г. Ф. Гирс
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.