Мюнхен (нем. München) — город на юге ФРГ, административный центр земли Бавария. Первые очаги муз. культуры М. — католич. церкви, где исполнялись гл. обр. григорианские хоралы; старейшая из них — церковь Санкт-Петер, при к-рой существовал хор мальчиков. С 1253 М. стал одной из резиденций герцога Баварского, а в 1506 — главным местопребыванием герцогского двора. В придворных празднествах участвовали бродячие актёры, музыканты и певцы, а также придв. трубачи и барабанщики. В среде горожан большое распространение получили бытовые и историч. песни. В 14–15 вв. в церквах Санкт-Петер и Санкт-Лоренц (при дворе) были установлены органы работы известных мастеров Л. Поллинга и Э. Шмида. Заметную роль в развитии муз. жизни сыграла деятельность музыканта и педагога К. Паумана, работавшего в М. с 1450 (с 1467 придв. органист) и воспитавшего ряд крупных органистов. С сер. 15 в. гор. музыканты участвовали в представлениях на светские и библейские сюжеты, устраивавшиеся ремесленниками-любителями и странствующими актёрами. В кон. 15 в. в городе была создана Школа пения, готовившая певцов для двора и церк. хоров; здесь работали педагоги Л. Нонненпек, X. Хесселоэр, У. Фютерер. В 1523–55 в М. жил известный нем. комп. Л. Зенфль, к-рый был капельмейстером Баварской придв. капеллы.
Огромное воздействие на муз. жизнь города оказал Орландо Лассо — с 1556 певец, в 1563–94 рук. придв. капеллы. Музыканты капеллы были участниками богослужений, разл. гос. церемоний и торжеств. событий; во 2-й пол. 16 в. значительно увеличился её состав, она выезжала в др. города Германии; капелла исполняла произв. Жоскена Депре, А. Вилларта, Г. Изака, К. Моралеса, А. ван Брюка и др. Ко времени деятельности Орландо Лассо относится также создание «Григорианской семинарии», где педагогами были и придв. музыканты. Учащиеся семинарии вошли в инструментально-вок. ансамбль, к-рый исполнял хоры и мадригалы в театр. представлениях монахов-иезуитов. Музыку для спектаклей писали Орландо Лассо, Г. Викторинус, Й. К. Пец, Р. И. Майр и др.
В 1657 в М. было построено здание первого оперного т-ра (сгорел в 1674), работавшего под рук. придв. капельмейстера И. К. Керля, автора опер, ставившихся на сцене т-ра. В кон. 17 — нач. 18 вв. развитие муз. культуры М. тормозилось войнами, в к-рых участвовали баварские герцоги. Осн. муз. центрами продолжали оставаться многочисл. церкви и монастыри, имевшие собств. капеллы. В церкви Санкт-Петер работали видные музыканты Й. Кирмайр, С. Ауэр, Й. К. Пец. Известность приобрели руководители хоров и органисты К. Перкхофер, К. Мартинус, А. Хольцнер, комп. Ф. К. А. Мюршхаузер. Во мн. крупных церквах и монастырях имелись органы, построенные лучшими нем. и итал. мастерами. В 1746 открылся т-р «Фабербрёй», где во 2-й пол. 18 в. под рук. Й. Б. Нисера ставились зингшпили Ф. Вейнбергера, Д. Дейхеля и др., способствовавшие утверждению нац. муз.-сценич. иск-ва и противостоявшие представлениям при дворе, культивировавшим итал. оперу.
В 1753 было построено здание «Резиденцтеатр» (арх. Ф. Кювилье), предоставленное итал. труппе. Здесь впервые в М. были пост. оперы «Мнимая садовница» (1775) и «Идоменей» (1781) В. А. Моцарта, произв. К. В. Глюка, Т. Траэтты, придв. итал. композиторов Дж. Феррандини, Дж: Порты, А. Бернаскони и др. В 1783–98 большой популярностью пользовались «Любительские концерты» придв. оркестра под рук. капельмейстера И. К. Каннабиха (они были доступны и горожанам). В 1799 в «Резиденцтеатр» была поставлена опера нем. комп. П. Винтера «Разбитый жертвенник». В нач. 19 в., во время наполеоновских войн, интенсивность муз. жизни города снизилась, однако после превращения Баварии в королевство значение М. как столицы и культурного центра вновь возросло.
В 1-й четв. 19 в. мюнхенские муз. деятели вели активную борьбу против засилья итал. оперы на нем. сцене. Корол. т-р «Ам Изартор» (открыт в 1812) и Нац. т-р (открыт в 1818, 2 тыс. мест, арх. К. Фишер) в противовес итал. труппе А. Чера, приглашённой королём, ставили оперы К. В. Глюка, В. А. Моцарта, К. М. Вебера, Л. Бетховена, мюнхенских комп. П. Й. Линдпайнтнера, И. Н. Пойсля, Ф. Френцля и др. Окончат. утверждению нац. оперы в репертуаре т-ров М. способствовала деятельность комп. Ф. Лахнера (с 1836 придв. дирижёр, в 1852–65 генерал-мюзик-директор города), к-рый ввёл в репертуар произв. Л. Шпора, Г. Маршнера, А. Лорцинга.
Во 2-й пол. 19 в. М. стал центром распространения музыки Р. Вагнера (в 1864–65 он возглавлял Придв. т-р), а затем его последователей X. Бюлова, X. Рихтера, П. Корнелиуса, Г. Леви, Ф. Мотля. Во 2-й пол. 60-х гг. здесь были пост. оперы «Тристан и Изольда», «Мейстерзингеры», «Золото Рейна», «Валькирия»; с 1901 проводились фестивали музыки Вагнера (в здании «Принцрегенттеатр»). На сценах т-ров исполнялись оперы местных композиторов К. Перфаля, М. Ценгера, Й. Рейнбергера, а также таких немецких авторов, как Р. Штраус, Э. Вольф-Феррари, X. Пфицнер, В. Браунфельс.
С нач. 20 в. в здании «Резиденцтеатр» периодически устраивались фестивали музыки В. А. Моцарта. В кон. 19 — 1-й четв. 20 вв. в М. работали выдающиеся немецкие композиторы и дирижёры: Р. Штраус (1886–1889), М. Регер (1901–07, был и педагогом), Ф. Мотль (1903–11), X. Пфицнер (1907–08), Б. Вальтер (1913–1922). Поддерживалась традиция пост. зингшпилей, водевилей, утвердившихся (с 1865) на сцене «Фолькстеатр ам Гертнерплац» под рук. дирижёра и комп. Г. Кремпельзетцера. В 1900 этот т-р работал под назв. Королевского. В здании «Касперльтеатр», где функционировала (с 1859) труппа т-ра марионеток, также ставились зингшпили Моцарта, Й. Гайдна, Ф. Поччи (писал специально для этого т-ра).
С нач. 19 в. активизировалась конц. жизнь города в связи с основанием (в 1811) Муз. академии при придв. капелле. Академия устраивала регулярные муз. вечера, где исполнялись орк. и хор. произв. Муз. академия оставалась монопольной конц. организацией до кон. 19 в. Важное место в муз. жизни М. занимал симф. оркестр Кайма (организован в 1893), получивший особенную известность, когда в 1898–1903 его гл. дирижёром был Ф. Вейнгартнер (в 1897–1904 дирижёром концертов рус. музыки был Н. И. Казанли). Активную деятельность вели мн. любительские муж. хор. об-ва: «Лидеркранц» (осн. в 1826), «Лидертафель» (осн. в 1840), «Бюргерзенгерцунфт» (осн. в 1842) и др. В концертах Муз. академии участвовали лучшие смешанные хоры — «Ораториальное общество» (осн. в 1854), «Об-во учителей пения» (осн. в 1878), «Хор. об-во Поргеса» (осн. в 1886), исполнявшие сложные ораториальные соч. Большое развитие в 19 в. получило бытовое музицирование, высокого уровня достигло иск-во исполнителей на цитре — распространённом среди жителей М. нар. струнном щипковом муз. инструменте.
С 1846 в М. функционировала Корол. муз, школа, реорганизованная в 60-е гг. X. Бюловым в муз.-образоват. учреждение с сильным педагогич. составом. В 1892 школа была преобразована в Корол. академию муз. иск-ва. К нач. 20 в. академия имела отделения муз. педагогики, духовной музыки, семинар по домашнему музицированию, классы оперной драматургии, старинных инструментов. Воспитанием певцов занималась одна из старейших в Германии Центр. певч. школа (осн. в 1830), работавшая с 1845 под назв. городской.
В нач. 20 в. К. Дёберайнер и Э. Боденштейн организовали «Об-во старинной музыки» и Баховское об-во, в камерных концертах к-рых исполнялась музыка композиторов эпохи барокко. В период Веймарской республики (1919–33) значение М. как одного из ведущих муз. центров Германии ещё более возросло. Нац. т-р был преобразован в Баварский гос. т-р, к-рый выдвинулся в число лучших оперных трупп страны; в 1922–38 здесь работал дир. X. Кнаппертсбуш, в репертуар входили произв. Р. Штрауса, X. Пфицнера, К. Орфа, В. Эгка, Р. Хегера, П. Хиндемита и др. (нек-рые из них выступали как дирижёры). Оркестр т-ра регулярно давал концерты, проходившие с 1924 в зале «Одеон». В этом же году оркестр Кайма получил статус государственного и стал работать под назв. «Мюнхенские филармоники». Высокого художеств. уровня этот оркестр достиг в 1930-е гг. под рук. З. Хаузеггера и О. Кабасты. Пропагандируя музыку А. Брукнера, оркестр был главным участником Брукнеровских фестивалей (1924, 1930, 1933). Корол. академия муз. иск-ва в 1924 была реорганизована и получила назв. Гос. высшей муз. школы. В 1927 основано среднее уч. заведение — Консерватория Траппа (с 1945 наз. «Гендель-консерватория»), в 1936 — Гос. школа проф. музыкантов, предназначенная для пополнения кадров симф. и эстр. оркестров. Важную роль в развитии музыковедения 1-й трети 20 в. сыграл А. Зандбергер, возглавлявший (в 1900–30) спец. кафедру в ун-те.
Во время 2-й мировой войны 1939–45 большинство театр. и конц. помещений М. было разрушено. После окончания войны в 1945 возобновил деятельность Баварский гос. т-р, выступавший в уцелевшем «Принцрегенттеатр», а с 1963 — в восстановленном здании Нац. т-ра (арх. Г. Граубнер и К. Фишер). Под рук. дирижёров Д. Шольти, Р. Кемпе, Ф. Фричай, Й. Кейльберта осуществлены пост. оперной классики, а также произв. К. Орфа, В. Эгка, X. В. Хенце, А. Берга. Камерные оперы идут (с 1958) в реконструированном «Резиденцтеатр», оперетты и мьюзиклы — в «Фолькстеатр ам Гертнерплац». В городе в летние месяцы проводятся оперные, балетные, Баховские, Нем. муз. фестивали, в сентябре здесь проходит крупнейший в ФРГ Междунар. конкурс музыкантов-исполнителей, организуемый Баварским радио. Интенсивную конц. деятельность ведут оркестры: Гос. капелла и «Мюнхенские филармоники». Большое значение для пропаганды музыки совр. композиторов имеют выступления Симф. оркестра и хора Баварского радио, Мюнхенского камерного оркестра, Филармонич. хора. Работают 2 высших уч. заведения — Гос. высшая муз. школа и Консерватория им. Р. Штрауса. Н.-и. работу ведут: Ин-т музыковедения (осн. в 1947) при ун-те им. Людвига Максимилиана, Об-во муз. истории Баварии (осн. в 1958). Организуются летние муз. курсы для молодёжи в замке Вейкерсхейм. Крупнейшие собрания нот и другие муз. материалы сосредоточены в Баварской гос. б-ке, Гор. муз. б-ке, Театр. музее (гл. обр. история оперного иск-ва); имеются коллекция муз. инструментов Нем. музея и Гор. коллекция муз. инструментов.
Литература: Rudhart F. M., Geschichte der Oper am Hofe zu München, Freising, 1865; Grandeur F., Chronik des Küniglichen Hot- und Nationaltheaters in München, Munch., 1878; Sandberger A., Beitrage zur Geschichte der bayerischen Hofkapelle unter Orlando di Lasso, Bd 1–3, Lpz., 1894–1895; Hirzel Br., Gоsswing A., Ein Beitrag zur Geschichte der Hofkapellen in München und Freising, Mьnch., 1909; Bücken E., München als Musikstadt, Lpz., 1923; Urрsprung О., Musikgeschichte Münchens, Münch., 1927; его же, Münchens Musikalische Vergangenheit, Münch., 1927; Eichner W., Münchens Entwicklung als Musikstadt, Münch., 1951; Lepel F., Die italienische Opern und Opernaufführungen an Kurfürstlichen Hofe zu München (1654–1787), В., 1953; Zentner W., 60 Jahre Münchener Philharmoniker, Münch., 1953; Lutz J. M., Die Münchener Volkssanger, Münch., 1956; Wagner H., 200 Jahre Münchner Teaterchronik 1750–1950, Münch., 1958; Friess H., Festspiele der Oper zu München, Münch., 1962; Friess H., Goldschmit R., Nationaltheater München, Müneh., 1963.
Л. Г. Гинзбург
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.