Азербайджанский балет
Истоки азербайджанской национальной хореографии относятся к глубокой древности. Народные танцы сопровождали празднества и обряды, массовые игры и представления. В ср. века хореографич. искусство Азербайджана обогатилось муз. и хоровым сопровождением. Примечательны были тематически содержательные и художественно-образные пантомимы, входившие в репертуар дворцовых трупп азерб. правителей в Шемахе и Тебризе (Тавризе).
С нач. 19 в. после присоединения терр. Сев. Азербайджана к России расширилось взаимодействие нац. хореографии с танц. искусством народов Армении, Грузии, Дагестана, с европ. классич. танцем, в первую очередь русским. В Шемахе, Шуше, Нахичевани и особенно в Баку всё чаще гастролировали балетные труппы и отд. артисты из Петербурга, Москвы, а также иностр. танцовщики. Ставились сцены из балетов «Лебединое озеро», «Конёк-Горбунок», «Жизель» и др. Иногда осуществлялись и пост. балетных спектаклей («Коппелия», «Шехеразада», «Арлекинада»). Зарождение проф. нац. балетного искусства связано с возникшей в нач. 20 в. азерб. оперой. У истоков совр. балетного спектакля — хореографич. миниатюры «Азербайджан» и «Дагестан» на муз. Уз. Гаджибекова, показанные в Баку в 1920, а также балет «Дэли Мухтар» М. Магомаева (не завершён).
Благоприятные условия для развития балета были созданы после окончательного установления Сов. власти. В 1920 в Баку открылся Азерб. гос. театр (ныне Театр оперы и балета им. Ахундова), в деятельности которого участвовали композиторы и музыканты, режиссёры и художники, артисты и хореографы разных национальностей (В. И. Нежданов, М. Ф. Моисеев, И. И. Арбатов, С. Н. Кеворков, Р. С. Потапова, И. Л. Герман). В 1923 в Баку была организована студия, в 1933 на её базе балетная школа. В 20-30-е гг. на сцене театра ставились балеты «Лебединое озеро» (1923), «Красный мак» (1928, 1936); «Карманьола» Фемилиди (1933), «Дон Кихот»; «Ференджи» Яновского (оба — 1934), «Корсар» (1936) и др. Танц. эпизоды в нац. операх приобретали важное смысловое значение как составная часть общего музыкально-драматич. действия. Первенец нац. балетного искусства Азербайджана — спектакль «Девичья башня» (1940, балетм. Кеворков и В. И. Вронский). Постановщики балета и исполнительница гл. партии Г. А. Алмасзаде — знаток нац. танц. фольклора — нашли новые приёмы образной выразительности, синтезировав язык классич. и нар. азерб. танцев. Этапным в развитии азерб. хореографии стал балет «Гюльшен» С. Гаджибекова (1950, балетм. Алмасзаде, новая муз. ред. 1959).
В становлении нац. искусства значит. роль сыграл балет «Семь красавиц» (1952, балетм. П. А. Гусев), отличавшийся широким муз. развитием образов. Свежие и выразит. приёмы были найдены для яркой обрисовки характеров персонажей. Большое достижение азерб. хореографии — балет К. Караева «Тропою грома» (1958, Театр им. Кирова, Ленинград; 1960, Театр им. Ахундова, балетм. К. М. Сергеев; 1975, новая редакция, там же, балетм. М. Д. Мамедов и Р. Г. Ахундова), отмеченный остротой идейного содержания, патетикой образов и напряжённостью действия. Огромный вклад в сов. хореографию внёс балет «Легенда о любви» (1961, Театр им. Кирова; 1962, Театр им. Ахундова, балетм. Ю. Н. Григорович), с его яркими пластич. образами, динамизмом балетной драматургии. Сов. хореографич. искусство пополнилось лирико-психологич. балетом «Читра» Ниязи (по Р. Тагору, 1960, Куйбышевский театр; 1972, Театр им. Ахундова, балетм. Н. В. Данилова), в музыке и сценич. воплощении которого воссоздан дух индийского лит. первоисточника. Из литературы заимствован сюжет балета «Чернушка» Аббасова (по С. С. Ахундову, 1965, балетм. Алмасзаде), в котором также органически сочетались черты нац. хореографии и классич. балетного искусства.
В кон. 60-х-70-х гг. наблюдается подъём творч. активности молодых артистов балета. В этот период создан ряд одноактных балетов и хореографич. композиций, разнообразных по тематике, муз. драматургии, сценич. решению: «Шур» Амирова, «Каспийская баллада» Бакиханова (оба — 1968), «Лейли и Меджнун»; «Тени Кобустана» Р. Караева и «Лезгинка» и «Яллы» Гаджиева, «Двое» Меликова (все — 1969), «Первые грозы» Баташова (1970), «Калейдоскоп» Ф. Караева (1971, на темы Скарлатти), «Мугам» Аливердибекова (1972), «Сказание о Насими» (1973), «Покорители Каспия» (1975) и «Тысяча и одна ночь» (1979) Амирова, «Вдохновение» Вайнштейна (1977). Многие из этих спектаклей были показаны не только в Сов. Союзе, но и за рубежом. Балетному искусству Азербайджана присущи идейность содержания, глубина музыкально-хореографич. драматургии, высокий профессионализм, неразрывная связь с нар. творчеством.
Среди деятелей балета (1978); нар. артисты СССР Г. А. Алмасзаде, Л. М. Векилова, нар. артисты Азерб. ССР Р. Г. Ахундова, К. Н. Баташов, М. Д. Мамедов, Т. Х. Ширалиева, Ч. М. Бабаева, В. Н. Плетнёв, А. П. Дильбази, А. А. Абдуллаев, В. А. Мамедов, засл. арт. Азерб. ССР Л. В. Аваков-Леонов и др.
С 1923 функционирует Бакинское хореографическое училище. Вопросы хореографии освещаются на страницах местных газет и журналов.
Литература: [Бадалбейли А., Касимов К.], Азербайджанский государственный ордена Ленина театр оперы и балета им. М.Ф. Ахундова, М., 1959; Азербайджанские народные танцы, Баку, 1959; Фархадова Р. Д., Балеты Кара Караева, Баку, 1970.
К. А. Касимов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.