Фильм-гротеск «Интервенция» (1968) по мотивам пьесы Льва Славина был снят Геннадием Полокой в стилистике представления-буфф — нечто, вроде спектаклей «Синей блузы» в постреволюционном десятилетии. Кроме того, вспомнилась традиция Всеволода Мейерхольда с конструктивистскими / супрематическими декорациями.
Обращение к этой тематике неслучайно — в 1960-х годах шла активная романтизация Гражданской войны и 1920-х, словно бы комсомольцы нового поколения протягивали руку старикам, «комиссарам в пыльных шлемах», которые тогда были ещё живы.
Кроме того, в моду снова вошёл большевистский минимализм-геометризм Константина Мельникова и братьев Весниных — это совпало с общемировой линией дизайна. В фильме Полоки шедевральные декорации — локальность цветов, концентрические круги, условность силуэтов…
Поэтому «Интервенцию» можно посмотреть хотя бы ради эстетического удовольствия. К слову, минималистический фон тогда чаще всего бывал в киносказках, типа «Каина XVIII» (1963), «Старой-старой сказки» (1968) или «Тени» (1971).
Театральность кино-действа также типична для 1960-х, когда в Советском Союзе бурно развивалось театральное искусство, и оно естественным образом влияло на синематограф. В целом фильм никак не выпадал из концепций своей эпохи, однако, чиновникам он остро не понравился.
Решили, что буффонада с примесью варьете не годится для повествований о героическом лихолетье. Об «Интервенции» вспомнили только в перестроечные времена, когда с «полки» снимали всё и вся — и запрещённые шедевры, и откровенную халтуру, поэтому отделить первое от второго не представлялось возможным.
«Интервенция» — ни то, ни другое. Это — хорошая, но не выдающаяся вещь конца 1960-х. Смотреть — интересно. Опять-таки за счёт «визуала». Плюс отменная игра. Конечно же, все тут в большей или меньшей степени кривляются, как принято в постановках-буфф. Тут всё — гротеск и нарочитая игра.
В центре повествования — вовсе не сама интервенция — она тут занимает сравнительно небольшую часть фабулы, хотя, заход иноземных войск в Одессу — впечатляющ. Изначально всё звучало иначе — «Величие и падение дома Ксидиас», банкирского дома пышной гречанки в исполнении Ольги Аросевой.
Она тут просто бомба — во всех смыслах. Это — кинорассказ об этих Ксисдиасах, маме и сыне (Валерий Золотухин), увлекшимся революцией, но оказавшимся для неё слишком слабым, ибо второй и главной страстью Жени Ксидиаса являлась игра в азартные игры.
Опять же, прекрасны фразочки, типа: «Вашей партии и лично товарищу Бродскому нужны деньги. Сколько вы хотите, чтобы отпустить Женю из коммунистов? Сто рублей хотите?» Бесспорно дивен Владимир Высоцкий, играющий тут Мишеля Воронова, репетитора Жени (и равнодушного любовника пылкой мадам Ксидиас).
Разумеется, он — подпольщик и настоящее имя — товарищ Бродский, которого разыскивает белая контрразведка. В финале он гибнет. Собственно, в 1980-х народ шёл смотреть именно Высоцкого, поэтому фильм шёл при полных залах. Не будь его, прокатная судьба оказалась бы куда как более скромной.
Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»