10 мая на ВДНХ в рамках Международной выставки-форума «Россия» федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» (проект реализован с использованием гранта, предоставленного Российским фондом культуры, при содействии Фонда Елены Образцовой) состоялся значимый для нашей нации концерт. Это не громкие слова. Сейчас, когда Россия находится в сложной политической ситуации, вспомнилось, что в людях должен быть дух, о котором немного подзабыли, а ведь его необходимо взращивать, взращивать каждодневно, и главные борцы за него именно люди культуры и искусства.
Мы вспоминаем 9 мая подвиги наших родных и невольно глядим по сторонам, глядим и внутрь себя, задавая вопросы: «А сейчас мы так можем? А почему раньше могли?» Откуда черпал наш русский советский народ нечеловеческую силу? В чём истоки нашей непобедимости? Ответ прост. Велось правильное воспитание. Не было вокруг антидуховного мусора. С «мусором» в сфере культуры активно боролись. Люди читали хорошие книги, слушали хорошие песни, смотрели хорошие фильмы, закладывающие в души зерно добра, которое расцветало великими делами.
Сейчас естественно быть эгоистом, тогда — самоотверженным; сейчас люди меняют пары, как перчатки, тогда — женились и выходили замуж в восемнадцать лет с одной эмалированной кастрюлей в качестве приданного и жили вместе до седых волос; тогда в девушках ценилась скромность, сейчас — сексуальная распущенность; тогда помогали друг другу безвозмездно, сейчас — время платных услуг; тогда пели о настоящей дружбе, первой любви, о благородном служении Отечеству, сейчас «рэпируют» о наркотическом бреде, депрессиях и дешёвых романах-однодневках.
Раньше на телевидении и радио звучал чистейший русский язык, современные же люди погрязли в сленге и матерщине. Человек, умеющий говорить на русском литературном вызывает шок и страх, становится белой вороной. Не всё возможно переменить в лучшую сторону одним махом, но, наверное, пришло время остановиться, задуматься, и в самом лучшем, в самом важном вернуться к истокам.
К счастью, находятся люди, которые начинают с себя, и делают мир лучше таким образом, каким им под силу. Без преувеличения с начала 21-го века наша страна не только мается без хороших песен, в которых есть и мелодия, и смысл, но и без достойных исполнителей того богатейшего песенного наследия, которая дала советская эпоха. Много лет в День Победы на экраны телевизора, на различные уличные площадки Москвы выходили, по большому счёту, безголосые эстрадники, адаптирующие советские песенные шедевры под свою безвкусную бездарность. Ведь современная эстрада — это, в первую очередь, шоу, развлечение, отключающее мозг: полуголые псевдопевцы поют под фонограмму, мелькают цветные картинки, дрыгается подтанцовка.
А советская эстрада была проводником духовности и патриотизма. Абсолютно все певцы должны были иметь академическое образование, прекрасную дикцию, обладать широким диапазоном, красивым природным тембром, крепким свободным дыханием. В каждой песне был яркий запоминающийся мелодический мотив. Они могли быть самыми разными по содержанию: пронзительно-трепетными, бодрыми и весёлыми, величавыми, но всегда образно богатыми.
Конечно, для сегодняшних глянцевых девочек с прикольно тягучими интонациями на накаченных губах и для сегодняшних модненьких, инфантильных, гендерно плохо определившихся полумальчиков эти требования из категории недостижимого. Зато хорошие академические вокалисты признаются, что песни советского репертуара написаны очень удобно и не портят качество голоса, которое им дорого даётся (они десять лет учатся: сначала в училище или колледже, потом в консерваториях, институтах, академиях).
Дмитрий Юрьевич Вдовин, руководитель Молодёжной оперной программы (МОП) Большого театра России, получив в свое время по крупицам знания от мэтров вокального искусства, теперь учит молодых в самых благородных традициях, уделяя внимание стилям вокальной музыки. У его учеников широкий кругозор и самая высокая степень профессиональной грамотности, за какой бы репертуар они не взялись.
Это доказал и концерт 10 мая в сопровождении Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением дирижёра Большого театра Антона Гришанина. Педагог подобрал для каждого артиста МОП такую песню, какую он может показать народу во всей красе, раскрыв в полную мощь свою артистическую и певческую индивидуальность. Над репертуаром певцы работали осознанно, слушали эталонных первых исполнителей песен ни раз и ни два, а столько, сколько нужно, чтоб прочувствовать каждый нюанс, стать частью ушедшей эпохи, подлинно проникнуться ею.
Молодые люди радовали не только прекрасными голосами, но достойными манерами, лаконичным уместным артистизмом, умением себя держать. Приятно было видеть их открытые лица с естественными эмоциями, чистые глаза, не искажённые муками притворства, грим и макияж без перебора. Они были по-хорошему серьезны, действительно верили в то, о чем поют. Стало быть и сейчас всё возможно, стало быть до конца ничего не утеряно, ведь это наш культурный родовой код, он не может исчезнуть бесследно, важно лишь вовремя «открыть дверь».
Неколебимую любовь к родине излучал уверенный голос Демьяна Онуфрака при исполнении песни «Широка страна моя родная» (музыка Исаака Дунаевского, слова Василия Лебедева-Кумача, 1936).
Задумчиво-созерцательно, бархатным басом исполнил любимую колыбельную всех ленинградцев, которая имеет статус неофициального гимна города Жасур Хайдаров («Вечерняя песня», музыка Василия Соловьёва-Седого, слова Александра Чуркина, 1957).
Смогли передать голосами беспокойно-радостный, жизнеутверждающий шум колес паровоза, бегущих по бескрайней нашей красавице-Отчизне две девицы-подружки Альбина Тонких и Валерия Торунова в абсолютно слитном и мелодически, и эмоционально дуэте (песня «Пути-дороги», музыка Исаака Дунаевский, слова Сергея Алымова, 1946).
Бесподобно исполнил «Смуглянку-молдаванку» (музыка Анатолия Новикова, слова Якова Шведова, 1940) белокурый румяный молодец Илья Легатов, дав почувствовать в звуке все цвета и ароматы мира, в котором красота и любовь сильнее войны, а первое страстное чувство не боится никаких испытаний и легко перерастает в духовное единство.
Глубинные грудные женские нотки, народную задушевность и космический полёт (в сложнейшем припеве-вокализе) продемонстрировала сопрано Елена Гвртишвили в светло-печальной песне-поэме о любви сквозь расстояние «Нежность» (музыка Александры Пахмутовой, слова Сергея Гребенникова и Николая Добронравова, 1965).
Звонкий детский хор Большого (руководитель Юлия Молчанова) спел несколько оптимистичных песен, зовущих к крепкой дружбе.
Прозрачно и трогательно звучал высокий дискант Виктора Скоробродова в патриотическо-воспитательной песне «С чего начинается родина» (музыка Вениамина Бастера на слова Михаила Матусовского, 1968).
Всю мелодическую красоту переклички между сопрано и меццо смогли передать Анна Юркус и Полина Пелецкая в прекрасной песне о преданности родному дому «Не забывай» (музыка Исаака Дунаевского, слова Михаила Матусовского, 1954).
С очень честной интонацией прозвучала в исполнении Тимура Познухова песня «Прекрасное далёко» (музыка Евгения Крылатова, слова Юрия Энтина, 1985).
А от песни «Мальчишки» (соло — Виктор Скоробродов, Тимур Познухов, музыка Аркадия Островского, слова Игоря Шаферана, 1960) затуманились глаза, настолько она пронзительная, столько в ней наивного юного света и одновременно боли, которая остаётся за кадром. Написанная, как песня-эхо Великой Отечественной Войны, она актуальна и сейчас.
Элегантно и благородно был исполнен «Севастопольский вальс» (музыка Константина Листова, слова Георгия Рублёва, 1955) Ильёй Кутюхиным.
Образы мужской дружбы, беззаветной службы Отечеству и настоящей женской верности создавали перед слушателями песни «Прощай, любимый город» (музыка Василия Соловьёва-Седого, слова Александра Чуркина, 1941) и «Усталая подлодка» (музыка Александры Пахмутовой, слова Сергея Гребенникова, Николая Добронравова, 1965). Исполнители, артисты МОП: Илья Легатов, Богдан Гуенок, Максим Лисиин, Игорь Онищенко, Демьян Онуфрак, Андрей Булгаков.
Романтической кульминацией вечера стало прочувствованное, трепетное выступление Игоря Онищенко с песней Александра Градского о бессмертной юности («Как молоды были» музыка Александры Пахмутовой, Александра Градского, слова Николая Добронравова, 1975) . В песне этой заложен глубокий философский смысл о взрослении человека, который певец смог передать.
Бравурно, с захлёстывающей сердце долгожданной радостью спел Кирилл Сикора победную песню «Ехал я из Берлина» (музыка Исаака Дунаевского, слова Льва Ошанина, 1945).
Исполненная Андреем Булгаковым песня «Весна 1945-го года» (музыка Александры Пахмутовой, слова Евгения Долматовского, 1970) напомнила о том, как когда-то благодаря доблестным воинам нашего Отечества вся земля объединилась не во вражде, а в ликующем спасительном возгласе всеобщего мира.
Как поминальная молитва пропета была всеми участниками концерта с соло Михаила Лисиина песня «Поклонимся великим тем годам» (музыка Александры Пахмутовой, слова Михаила Львова, 1975).
Спасибо руководителю Молодёжной оперной программы Дмитрию Юрьевичу Вдовину и генеральному директору Фонда Елены Образцовой Наталье Михайловне Игнатенко за то, что им не безразличны Мы — наше молодое поколение, и не безразлично, как мы будем жить, какие смыслы вносить в свою профессию. Хочется надеяться, что прошедший концерт — одна из ступеней к возрождению лучших черт нашей нации, и у нас вырастет новое поколение, для которых старые песни о главном станут музыкой судьбы. Концерты с аналогичной программой нужно давать чаще — на сцене КДС, в «Зарядье», на других площадках. Пусть прекрасная музыка в качественном исполнении снова станет частой гостьей на телевидении, на радио — пора чистить души людей от мусора!
Фото: Вера Чистякова, Анатолий Медведь
Если вы любите петь современные песни и хотите знакомиться с новинками, скачивайте тексты песен бесплатно и без регистрации. Удобная навигация и поиск по алфавиту будут хорошими помощниками.