В 2023 году в музыкальном мире отмечается 150-летие со дня рождения Сергея Рахманинова. Выдающийся композитор, пианист и дирижер Сергей Рахманинов является символом русской национальной культуры. По всему миру в его честь прошли концерты, в том числе в нью-йоркском Карнеги-холле. Организатором стал Фонд культурного обмена во главе с главным дирижером Нью-Йоркской городской оперы Константином Орбеляном. Предлагаем вашему вниманию интервью с оперной певицей Дианой Скавронской, которая выступила на этом концерте.
Диана Скавронская — выпускница Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс Галины Писаренко). С 2019 по 2021 год прошла двухлетнюю стажировку в Центре оперного пения Галины Вишневской в классе Маквалы Касрашвили. Победитель Международного конкурса имени Ипполитова-Иванова (2014) и Международного конкурса имени Бориса Чайковского (2019), обладательница 3-го места на Международном конкурсе «Романсиада» (2019).
Певица родом из Ташкента (Узбекистан), в настоящее время живет и развивает свою карьеру в Сан-Франциско (США). В 2021 она была аккредитована Американской гильдией музыкальных артистов (American Guild of Musical Artists) как «международное оперное сопрано» и «классическая певица».
— Диана, как вы открыли для себя мир оперы?
— Тем, что опера стала моей жизнью, я благодарна своему первому педагогу по вокалу — Мукаддас Нишановне Ризаевой. Меня привели на прослушивание в Ташкентскую государственную консерваторию, когда мне было 13 лет. В первый же день Мукаддас Нишановна подарила мне книгу о Елене Васильевне Образцовой, которую я читала, не сомкнув глаз, всю ночь, открывая для себя мир оперы и образ настоящей оперной дивы. Пожалуй, я никогда не забуду этот момент. Рано утром в моей семье все знали, что я стану оперной певицей.
С ранних лет я поняла, что музыка — это моя жизнь, мой путь, и я должна идти по нему. Мукаддас Ризаева не раз говорила мне: «Музыка очень ревнива, и ты должна быть преданной ей». Не единожды я в этом убеждалась.
— Кто в дальнейшем помогал вам развивать вокальное мастерство?
— Особое место занимает Галина Писаренко. Пять невероятных лет с 2014 по 2019 под ее руководством останутся навсегда в моем сердце. Для меня Галина Алексеевна — это человек, веривший в меня как никто другой. От неё ко мне пришла уверенность в себе и в то, что опера станет моей жизнью. Она верила в то, что я достойный представитель ее вокальной школы. Каждый урок с Писаренко был волшебным: она не просто учила петь, но создавала такую атмосферу, в которой вы полностью погружались в свой образ. В теплой дружеской, творчески плодотворной атмосфере я прожила пять лет в стенах МГК имени П.И. Чайковского. Перед смертью у Галины Алексеевны был написанный от руки список лучших и любимых учеников, и я была в их числе.
Ее вокальная техника уходит корнями к самому Мануэлю Гарсиа, великому певцу конца XVIII — начала XIX века. Так, через Галину Писаренко и Нину Львовну Дорлиак я приобрела знания, непосредственно касающиеся традиции бельканто самого Гарсиа. Мое вокальное образование можно рассматривать как продолжение его наследия.
Галина Алексеевна считала, что для оперной карьеры важно знать языки. Они ключ к глубокому пониманию оперных произведений и их убедительному исполнению. Она сама владела пятью иностранными языками, и это было сильной мотивацией для меня.
— Вашей дипломной работой стала роль Татьяны в опере «Евгений Онегин». Как вы работали над этой партией?
— Галина Писаренко с самого начала убеждала меня, что я всегда буду петь Татьяну. А сама она считалась одной из лучших исполнительниц Татьяны XX века. Поэтому роль Татьяны была моей выпускной работой. Уже на четвертом курсе я исполнила эту партию с оркестром в Государственном музее имени Пушкина. В роли Онегина был потрясающий баритон Константин Артемьев, ныне солист Большого театра. Это было его последнее выступление в качестве баритона. Теперь он поет Ленского как тенор, что для певцов большая редкость, ведь менять репертуар и голос — это для самых смелых и талантливых.
И конечно, знаковым моментом стала моя дипломная работа. По окончании выступления Галина Алексеевна сказала мне: «Дианочка, ты прирожденная Татьяна, в тебе чудесное соединение актерского дара, сильного, искреннего и очень красивого голоса! Вперед моя дорогая! Завоевывай мир! Ты сможешь!» Ее слова навсегда останутся в моей памяти, они меня окрыляют на новые свершения.
— После завершения консерватории вы поступили в Центр Галины Вишневской, кто стал вашим наставником?
— Два прекрасных года, с 2019 по 2021-й, я училась у Маквалы Филимоновны Касрашвили, Народной артистки России и Грузии. Маквала Филимоновна — невероятная, очень добрая и интеллигентная. Она мне много рассказывала, как пела мою любимую Татьяну — это была одна из первых ее ролей в Большом театре, в котором певица сотрудничала с великим режиссером Борисом Покровским. Маквала Филимоновна также работала со мной над ролью Земфиры из оперы Рахманинова «Алеко», Микаэлы из оперы Бизе «Кармен», Магды из оперы Пуччини «Ласточка», Марфы из «Царской Невесты» Римского-Корсакова. Касрашвили пела во многих театрах мира, в том числе в Метрополитен-опере в Нью-Йорке, опыт у нее колоссальный. Она много рассказывала, каково это быть оперной певицей. Как педагог она потрясающая личность, более того, она грузинка, и мне было очень с ней интересно, потому что моя мама тоже из Грузии.
— Чему вы научились у Маквалы Касрашвили?
— Я научилась быстро осваивать репертуар, быть собранной, стремительно включаться в рабочий процесс. Постановки в театре проходили очень часто, времени на долгое разучивание ролей не было. Все это развило во мне скорость памяти настоящего профессионала. Я получила представление о том, как работает оперный театр. Для меня это была важная подготовка к оперной сцене. Маквала Филимоновна научила меня технике исполнения крупных произведений, навыку выдерживать сложные партии и исполнять все арии на длинном дыхании, от начала до конца ровным звуком. Благодаря ей я узнала, что такое сценическое искусство, в первую очередь, и насколько важно здоровье голосового аппарата и как важно постоянно поддерживать его в форме.
Маквала Касрашвили фактически показала мне, что представляет собой оперное пение на мировом уровне. Она также прекрасно разбиралась в специфике международных конкурсов. В целом, она подготовила меня к международной карьере. И до сегодняшнего дня она для меня образец оперной дивы. Она великолепна и в то же время очень легка в общении. Для меня большая радость, что у меня была возможность учиться у нее.
— Вы также работали с Дмитрием Вдовиным в Большом театре.
— В 2019 году на фестивале Юрия Башмета я познакомилась с Дмитрием Вдовиным, художественным руководителем Молодежной оперной программы Большого театра, потом он стал моим педагогом по вокалу.
Особенно мне запомнилось то, как Дмитрий Вдовин умел подстраивать свою методику под индивидуальность каждого. Внимание к деталям выделяло его среди других. И с ним я открыла для себя новый мир — музыку барокко. Он владеет всеми стилями классической музыки. Однако для моего голоса в тот момент идеально подошел стиль барокко. Мы много работали над операми в этом стиле, над музыкой Генделя, которая занимает особое место в моем творчестве. С ним я освоила роль Роделинды из одноименной оперы Генделя и подготовила партию Сюзанны из оперы «Свадьба Фигаро», которую спела в 2019 году в Италии.
Мы не останавливались на Генделе и Моцарте, много и усердно работали над операми Пуччини. Под его руководством я выступила в роли Мими из оперы «Богема» в Государственном музыкальном центре Батуми. Дмитрий Юрьевич вселил в меня еще большую уверенность в своих силах. Он всегда говорил, что уровень певцов в мире сейчас очень высок, и нужно быть яркой индивидуальностью, найти в себе что-то такое, чего нет ни у кого другого. Надо петь лучше всех и каждый день преодолевать себя.
— Какие проекты в США вы реализуете и планируете?
— Я дала большое количество сольных концертов в Сан-Франциско, но мне всегда хотелось рассказывать людям о том, что делает оперу такой красивой. Так родилась моя идея организовать Оперный клуб. Это не столько концерты с оперными певцами и музыкантами, сколько мероприятия, на которых публика погружается в историю оперы и узнает об особенностях создания того или иного произведения. Мы поем в сопровождении камерного ансамбля арии, дуэты, сцены из опер разных композиторов, а перед этим знакомим зрителей с оперными персонажами, их переживаниями и немного рассказываем о контексте, в котором создавалось произведение, о композиторе.
В следующем году мы планируем выступать на таких сценах, как Таубе Атриум Театре в Военном мемориальном Центре исполнительских искусств Сан-Франциско, в Концертном зале имени Кэролайн Х. Хьюм в Музыкальной консерватории Сан-Франциско, в Обществе Искусств Святого Иосифа и др.
Мне импонирует интерес американских слушателей к русской классике, и это объединяет меня с дирижером Константином Орбеляном. Он организовал концерт в честь 150-летия Сергея Рахманинова в Карнеги-холле в Нью-Йорке в октябре 2023 года. Я с теплотой вспоминаю этот день как большое событие в моей жизни и благодарна ему за то, что он пригласил меня спеть Рахманинова.
В 2024 году я исполню партию Мими в девяти спектаклях в ряде театров Сан-Франциско. Я провожу мастер-классы для молодых певцов. В следующем году я хочу организовать большой концерт со студентами в сотрудничестве с «Академией музыки Векслера» в Карнеги-холле. В общем, планов и идей огромное количество.
— Как вы познакомились c Константином Орбеляном?
— Когда я еще училась в консерватории, часто ходила на концерты с такими звездами, как Дмитрий Хворостовский и Анна Нетребко, которые проходили на Красной площади и в Большом театре под руководством маэстро Константина Орбеляна. Его талант и профессионализм всегда вдохновляли меня, и я мечтала когда-нибудь познакомиться с ним лично. Судьба улыбнулась мне в Сан-Франциско. Он услышал мой голос на одном из моих выступлений, и мы подружились.
Константин Гарриевич — великолепный дирижер и профессионал. С ним легко и приятно работать. Его чуткость и понимание создают особую атмосферу. Выступление в Карнеги-холле стало для меня очень важным опытом: петь на одной из самых больших и известных сцен Америки, где выступали Чайковский и Рахманинов, стало для меня честью и радостью. С Константином Орбеляном у нас сложились теплые отношения, у нас много идей совместных выступлений. Я надеюсь, что в будущем у меня будет возможность выступить в Нью-Йоркской городской опере под его руководством.
— Вернемся к опере. Ваше исполнение партии Мими планируется на 2024 год. Какие эмоции связаны у вас с этой ролью?
— Для меня роль Мими — одна из самых пронзительных и трогательных. Петь Мими — это всегда полное эмоциональное погружение в роль. Музыка Джакомо Пуччини пронизана страстью, любовью и очарованием. В этой роли я по-настоящему ощущаю всю глубину героини. Ее ожидает трагический финал, но она остается вечной в своей красоте души! Для меня возвращение к Мими — новый вызов, особенно с учетом того, что предстоит исполнить роль в девяти спектаклях перед американской аудиторией. Но я с нетерпением жду сотрудничества с американскими дирижерами и режиссерами, а также с тенором Николосом Хаффом в роли Рудольфа.
— Порой современные оперные постановки обескураживают...
— Я открыта для новых интерпретаций. Мне нравится воплощать концепции режиссеров. Но в то же время я люблю классические оперные постановки. Мне все же кажется, что голос артиста может передать гораздо больше, чем избыточные декорации, мизансцены или лишние движения, затрудняющие понимание сути музыки. А иногда они и вовсе мешают артисту сосредоточиться на пении. И все же нам важно адаптироваться к требованиям нового поколения, поэтому в некоторых театрах мы вынуждены принимать разнообразные вызовы. В моем понимании опера — это нечто божественное, это магия голоса, сливающегося с игрой оркестра, и уже само по себе его звучание несет убедительную силу для зрителя.
— Кто сейчас вам помогает совершенствовать голос и работать над актерским мастерством?
— Я активно работаю с режиссером Оперы Сан-Франциско и Метрополитен Ефимом Майзелем над ролями, в том числе Мими. У Ефима невероятный опыт, некогда он поставил оперу «Мадам Баттерфляй», где Пласидо Доминго был приглашен в качестве дирижера. Я глубоко благодарна за проделанную им работу. Я считаю, что каждому артисту нужны занятия с профессиональными режиссерами для работы над актерским мастерством, независимо от того, поет он в театре или на концертах. Каждый выход на сцену требует тщательной проработки — перевоплощение и проживание роли начинается за сценой, поэтому репетиционный процесс очень важен. Как говорил режиссер Большого театра, который ставил оперу Евгений Онегин в МГК им.Чайковского, Игорь Ушаков, мы должны проработать роль на 250%, чтобы на сцену удалось вынести 100%.
Кроме того, у меня есть преподаватель по вокалу, мой наставник — Джулия Хант Нильсен. Она направляет меня и помогает развивать голос. Мы работаем над моими будущими ролями, камерной музыкой и также над репертуаром на английском языке. Я благодарна ей за высокопрофессиональную работу.
— Расскажите о проекте, над которым вы сейчас работаете.
«Диана Монтара Оушен» (Diana Montara Ocean) — я создаю его в сотворчестве с художником Михаилом Кивачитским, первым в истории профессиональным киргизским художником, изобразившим Гавайи и Дальний Запад. Почти десять лет он пишет океан и побережье Монтара. Это прекрасное место на берегу океана в штате Калифорния, место, где музыка и океан неразделимы. Вдохновением для Михаила послужил мой голос, и он решил соединить мир оперы с великолепием океана. Он отметил параллели между моим творчеством и мастерством Марии Каллас, одной из моих любимых оперных див.
На концерте-перформансе будет 22 картины шириной четыре метра каждая, три двухметровые статуи, изображающие меня в полный рост. Будет выпущен тираж книг, документирующий историю создания проекта. Музыкальным содержанием будут арии из репертуара Марии Каллас в сопровождении фортепиано и арфы. А чтобы передать невесомость искусства в пространстве, в постановке примут участие артисты балета. Этот проект объединит музыку, историю и живопись, чтобы подарить жителям Калифорнии новые ощущения и, надеюсь, вдохновение!
Беседу вел Иван Фёдоров
Авторы фото: Роман Вершинин, Михаил Мельцер и Вероника Хериан (Veronique Kherian), фото Мими и Рудольфа предоставлено театром Покет Опера в Сан-Франциско.