Франшиза MusicAeterna активно набирает обороты. У пермского хора, «универсального солдата» поющего любой репертуар, появился восточный собрат – на Дягилевском фестивале 2019 Теодор Курентзис представил хор ByzantiAeterna, исполняющий греческие церковные гимны.
Оба хора недавно выступили вместе в парижском храме Сент-Шапель, неподалеку от театра Шатле, с которым ныне на постоянной основе сотрудничает Курентзис, укрепляя европейские позиции. Москву же начали посещать музыкальные коллективы под все тем же известным лейблом. 18 октября в Малом зале Московской консерватории на фестивале BRASS DAYS выступил Брасс-ансамбль оркестра MusicAeterna. В тот же день в Камерном зале филармонии сыграл концерт коллектив с длинным названием «Академия камерной музыки. Солисты оркестра MusicAeterna».
Струнный квартет «Академия камерной музыки» (периодически расширяющийся до квинтета, секстета и октета) появился в 2012 году внутри оркестра MusicAeterna. На сегодняшний день в составе коллектива Игорь Бобович (виолончель), Андрей Сигеда (скрипка), Иван Субботкин (скрипка), Наил Бакиев (альт). В программе прозвучали 4 произведения: В. Моцарт – Квартет № 19 до мажор «Диссонанс» (1785), Ф. Шуберт – Квартет № 12 до минор Quartettsatz (1820), Дж. Пуччини – «Хризантемы» для струнного квартета (1890), О. Респиги – Квартет № 1 ре мажор (1907).
Моцартовский Квартет № 19, последний из 6 квартетов, посвященных Гайдну, в свое время шокировал публику и поставил в тупик исполнителей двухминутным диссонантным вступлением, как будто явившимся из музыкальных экспериментов ХХ века. Партитуру возвращали в издательство с требованием прислать вариант без ошибок, один из меценатов, согласно легенде, решил проблему еще проще – вырвал страницы со вступлением и приказал своим музыкантам играть квартет сразу с основной мажорной темы.
После такого вступления действительно ждешь от всей следующей музыки подвоха. Солисты MusicAeterna и сыграли ее с подвохом: энергично, с яростной артикуляцией, но при этом с долей остранения и иронии – не игра Моцарта, а «игра в Моцарта». Последняя часть Allegro molto рисует забавный образ игрушечного Вольфганга Амадея в парике, который как заводная кукла приседает и раскланивается. Но ведь и сам Моцарт этим произведением играл и экспериментировал с жанром струнного квартета.
12-й квартет Шуберта прозвучал театрально и контрастно, с переходами от бархатного шепота скрипки до tutti, звучащего как выстрел.
Квартет «Хризантемы» Джакомо Пуччини, в тот момент не слишком известный оперный композитор, написал на смерть герцога Амедео де Аоста. В трактовке «Академии камерной музыки» зашкаливающая эмоциональность пошла не вполне на пользу произведению, в котором и так очень много слезы, но сдержанной, без показной мелодрамы. Здесь же исполнение было броским, но поверхностным.
С той же эффектностью прозвучал ре-мажорный квартет Отторино Респиги. Теплая первая часть, чувственная вторая, густые пастозные мазки в третьей, а четвертая сыграна так, словно кто-то кромсает нарисованную картину ножом.
«Академия камерной музыки» в общем исповедует тот же подход, что и коллектив, из которого она выросла. Экспрессивность, вольность трактовки и фирменное: «громко-тихо-громко» и «быстро-медленно-быстро». Почему бы нет – маленькая MusicAeterna по доступной цене – но к концу концерта эта манера начинает серьезно утомлять. В программе, составленной из произведений разных эпох, ток времени не чувствуется. Моцарт, Шуберт, Пуччини, Респигги – все звучит примерно одинаково.
Таким концертом можно, пожалуй, утолить потребительский голод, когда нет денег на брэндовую вещь, а очень хочется. Хоть мелочь, хоть брелок, но «от Chanel». Но даже самый красивый брелок вряд ли заменит колье и вечернее платье.