Документальный фильм режиссера Том Вольфа «Мария до Каллас» (Франция, 113 мин, 2018) — в кино с 20 сентября
Североамериканская премьера – Международный фестиваль в Торонто (TIFF 2018)
Российская премьера – XXVIII кинофестиваль «Послание к человеку»
СИНОПСИС
Редкие съемки, архивные фотографии, личные кадры – это говорит сама история, говорит сама великая Мария Каллас, а вместе с ней Мэрилин Монро, Ален Делон, Ив Сен-Лоран, Дж. Ф. Кеннеди, Лукино Висконти, Уинстон Черчилль, Грейс Келли, Лиз Тейлор и многие другие.
МАРИЯ КАЛЛАС РАССКАЗЫВАЕТ О СЕБЕ
Через сорок лет после смерти знаменитой оперной певицы Марии Каллас мы впервые услышим историю ее жизни. Причем она сама расскажет нам ее с экрана.
В фильме «Мария до Каллас» нет дикторов, приглашённых экспертов, друзей или близких певицы. Она говорит о себе сама. В картине представлены ее интервью разных лет, многие из которых публикуются впервые, а также письма, адресованные первому мужу и Аристотелю Онассису.
Во французской версии самые интимные признания блистательной Каллас озвучены Фанни Ардан, бесподобно воплотившей образ Каллас как в театре («Мастер-Класс»), так и в кино («Каллас навсегда»).
В российском прокате можно будет увидеть как дублированный фильм, так и картину с субтитрами с голосом известной французской актрисы.
К СОРОКАЛЕТИЮ СМЕРТИ ПЕВИЦЫ
В течение трёх лет режиссёр Том Вольф путешествовал по миру в поисках редких архивов, большая часть из которых прежде не публиковались: частных видеозаписей, неизвестных фотографий, неофициальных съёмок выступлений, сделанных поклонниками Марии Каллас, её личных писем и забытых интервью.
Материалы, собранные Томом Вольфом, послужили основой для грандиозной выставки, прошедшей с сентября по декабрь 2017 года в Париже и трёх книг, в которые вошли неопубликованные ранее письма и мемуары Марии Каллас.
Саундтрек картины состоит из редких и неопубликованных записей, предоставленных близкими великой оперной певицы и почитателями её таланта. В фильме представлена уникальная коллекция видео-, фото- и аудио-материалов, половина из которых увидит свет впервые.
МАРИЯ КАЛЛАС ВОЗВРАЩАЕТСЯ НА БОЛЬШОЙ ЭКРАН В ЦВЕТЕ
Впервые после выхода «Медеи» Пьера Паоло Пазолини в 1969 года Мария Каллас вновь появится на большом экране!
Многие из известных чёрно-белых записей, дополняющих не публиковавшиеся ранее архивы, восстановлены для показа в кинотеатрах. При этом они впервые будут представлены в цвете! Режиссер Том Вольф пошел на этот шаг, чтобы привлечь к фигуре оперной дивы больше внимания со стороны молодых зрителей, привыкших к цветному кино.
МАРИЯ ПРОТИВ КАЛЛАС: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ДИВУ
Мария Каллас по сей день остаётся одной из самых знаменитых оперных певиц. Интерес к ней с годами становится все больше и больше. Её умение выражать эмоции через пение по-прежнему вызывает восхищение поклонников классической музыки. И всё же мы очень мало знаем о настоящей Марии. Марии, которая всю жизнь чувствовала себя непонятой.
Кем была Мария Каллас на самом деле? Фильм Тома Вольфа откроет для нас совсем другую сторону оперной дивы, показав конфликт между двумя личностями: той, что стремилась к всемирной славе, и той, что мечтала о простом счастье. Мария и Каллас.
Мы откроем для себя хрупкую одинокую Марию, вынужденную уживаться с великой Каллас, которая окружила себя такими знаменитостями, как Висконти, Пазолини, Онассис, Черчилль, Мерлин Монро, Грейс Келли, Дзеффирелли, Ален Делон, Ив Сен-Лоран, Пьер Берже, Кеннеди и Лиз Тейлор. Мы услышим голос Марии, мечтавшей завести семью и жить вдали от сцены и светских вечеринок; Марии, так непохожей на неутомимую Каллас, сделавшей головокружительную карьеру, пытавшейся совершить невозможное, чтобы вернуться на сцену после частичной потери голоса, и скончавшейся в Париже в возрасте всего 53 лет. Прослеживая этот конфликт, в котором одна сторона постепенно подавила другую, Том Вольф пытается примирить Марию и Каллас.
СОБЫТИЯ ФИЛЬМА
Фильм открывают интервью, которые Мария Каллас дала в 1974 году, за три года до своей смерти. Рассказывая о своём поистине революционном вкладе в оперное искусство, она также делится сожалениями о том, что не смогла создать семью.
«Я родилась в Нью-Йорке, под знаком Стрельца, утром то ли второго, то ли четвёртого декабря», – пишет Мария в своих неоконченных мемуарах. Далее Каллас рассказывает о маленькой Марии, нелюбимом ребёнке, которую приобщила к пению мать, использовавшая расцветающий талант дочери, чтобы воплотить в жизнь собственные нереализованные амбиции в искусстве. Гречанка по происхождению, Мария проводит первые годы жизни в Нью-Йорке с разведёнными родителями. В 1937 году её мать вместе с двумя дочерьми переезжает в Грецию. Семья едва сводит концы с концами, но Мария поступает в Афинскую консерваторию, в класс Эльвиры де Идальго, знакомство с которой определило её дальнейшую судьбу. Чтобы содержать семью, она начинает исполнять разные не самые заметные роли в местных оперных театрах.
Когда Мария отдаляется от матери, она возвращается в Нью-Йорк, мечтая петь в Метрополитен-Опера. Однако её не берут. Первую серьёзную работу Каллас удаётся найти в Италии. В 1947 году она знакомится с предпринимателем, который на 28 лет старше её, и спустя два года выходит за него замуж. Примерно в это же время она встречает дирижера Туллио Серафина, который предлагает ей первые большие роли. Теперь ничто не может помешать Марии двигаться к самой вершине.
Далее Мария Каллас сама рассказывает об успехе, которого ей удалось добиться в Италии, Южной Америке, а затем в США и во Франции. В 1953 и 1954 года она меняется и физически. Полноватая от рождения Мария становится стройной, привлекая к себе внимание модных дизайнеров, таких как Ив Сен-Лоран.
Пресса начинает интересоваться личной жизнью Марии Каллас не меньше, чем ее творчеством. Мария полностью отдаётся искусству, всё больше растворяясь в образе Каллас. Бескомпромиссная, страстная и величественная, она не сходит с первых полос газет: скандальные отмены выступлений, невероятные требования, капризы и вспышки гнева. В фильме Мария Каллас предлагает нам собственный взгляд на эту часть своей жизни, наполненную физическими страданиями, несправедливыми обвинениями, неоправданными ожиданиями от зрителей и площадок. Статус оперной дивы оказывается тяжёлой ношей: «чем больше силы набирает Каллас, тем страшнее становится Марии… Медее страх был неведом, а вот Марии он, несомненно, был знаком».
В 1959 году начинается большой роман Каллас с миллиардером Аристотелем Онассисом. Вскоре Мария начинает отдаляться от сцены. Так начинается неуклонный спуск вниз, в ходе которого закатится её слава как артистки и рухнут её мечты как женщины. После недолгой работы в кино и последнего тура, в котором голос певицы звучит как слабый отзвук прежней дивы, история Каллас заканчивается в 1976 году в пустом Театре Елисейских Полей после неудачной попытки вернуться на сцену. Мария Каллас становится одинокой затворницей и умирает в возрасте 53 лет в своей парижской квартире.
Неопубликованная переписка, по которой можно проследить за превращением молодой Марии в Каллас, красной нитью проходит через весь фильм, наряду с выдержками из интервью, многие из которых были утеряны, и фрагментами неопубликованных мемуаров. Слова Каллас как бы представляют взгляд на её жизнь изнутри, который позволяет зрителю проникнуть в историю её успеха и тайны её трагической судьбы.
ТОЛЬКО СЛОВА КАЛЛАС
На протяжении фильма история Марии Каллас рассказывается только её голосом и голосами актрис, читающих её письма или интервью.
Фанни Ардан читает несколько неопубликованных писем:
Любовные письма, адресованные мужу Марии, в которых мы видим влюблённую женщину, заботящуюся о благополучии своего мужа.
Письма её преподавателю пения Де Идальго, открывающие для нас Марию до того, как она стала оперной дивой: молодая амбициозная артистка, бегающая по театрам в надежде получить роль. Из этих писем видно, что Мария была готова пойти на многочисленные личные жертвы ради профессионального успеха.
Любовное письмо, адресованное Онассису и написанное за несколько месяцев до их разрыва.
КОЛОРИЗАЦИЯ
Большинство используемых в фильме архивных материалов и фотографий были цветными. По ним режиссер Том Вольф колоризировал черно-белые архивы, многие из которых впервые будут показаны зрителям.
ЭКСКЛЮЗИВЫ
Фильм 1970 года (90 минут), считавшийся утерянным в течение 40 лет. Здесь мы видим хрупкую женщину сразу после разрыва с Онассисом и сомневающуюся в себе артистку после пятилетнего перерыва в карьере. Мария Каллас заново пересматривает свой успех и впервые рассказывает о своей юности в Афинах во время войны.
Интервью для американского, итальянского и французского телевидения, в которых Каллас с удивительной откровенностью рассказывает об отношениях с Аристотелем Онассисом и со своим мужем Менегини, о своём уникальном голосе и даже о том, как тяжело быть «иконой».
Личные видеозаписи Марии Каллас, в которых мы видим женщину, совсем не похожую на диву – её поездку с Онассисом на яхте «Кристина», общение с королевской семьёй Монако, с Жоржем Претром, Франко Дзеффирелли, её последний отпуск во Флориде за несколько месяцев до смерти.
Другие недавно обнаруженные видеоплёнки, тайно сделанные её поклонниками в оперных театрах и на важных мероприятиях, например, Лондонские концерты, «Норма» в 1965 году, трогательные выступления прощального тура Марии Каллас.
Два заново открытых архива:
ВВС: короткий фильм, считавшийся потерянным, но обнаруженный в видеотеке компании. Это единственный раз, когда мы видим Каллас вместе с ее отцом, приехавшим поддержать дочь во время конфликта с матерью в 1958 году;
NBC: интервью 1969 года вместе с Пьером Паоло Пазолини, в котором певица рассказывает о своем решении сниматься в кино.
Огромное количество неопубликованных фотографий, показывающих разные периоды жизни Марии Каллас: детские снимки из Греции, её дебют на экране в 15 лет, а также редкие фотографии последних лет её жизни.
Аудиозаписи с различных концертов и опер, которые позволят зрителю ощутить богатство вокальных возможностей певицы, признанной голосом века.
Пресс-релиз предоставлен ООО «Капелла Фильм»