На премьере «Маленького трубочиста» Бриттена
Дети на сцене, дети в зале — все поют, веселятся или переживают, не жалея сил и энергии, а в антракте дружно раскрашивают картинки в программке, забыв даже про традиционное поедание сладостей. Почему? Да очень просто: все создают оперу про маленького трубочиста Сэма, по предписаниям Бенджамина Бриттена.
Желающим поучаствовать — добро пожаловать в театр Покровского! 5 декабря вышел обновлённый вариант оперы современными мультимедиапроекциями и талантливыми исполнителями.
В репертуар театра опера попала ещё в 1979 году и с тех пор завоевала массу преданных поклонников разных поколений.
Но время идёт – требования и запросы меняются, поэтому необходимость ремейка, безусловно, назрела. Образ бабы Яги в роли злючки мисс Бэгготт да и визуальная часть «того» спектакля для сегодняшнего зрителя несколько наивны, тут уж ничего не поделать. При этом само произведение Бриттена совершенно очаровательно и для детской аудитории подходит идеально: материал пластичен и понятен, и что самое главное — легко вовлекает в действие даже совсем юных зрителей.
Сочинение английского композитора известно под двумя названиями: «Давайте создадим оперу!» и «Маленький трубочист».
Всю первую часть спектакля большие и маленькие музыканты как бы сходу придумывают оперу, сочиняя сюжет и разбирая партии.
Особенно увлекательна интерактивная игра с публикой с хождением дирижёра и певцов по залу, вовлекающих зрителей в процесс сотворчества.
Алексей Верещагин, музыкальный гид спектакля, мог немного смутить родителей своей модной причёской и обесцвеченными волосами, зато он здорово вписался в молодёжную атмосферу и уверенно балансировал между сценой, ямой и зрительным залом.
Режиссёр новой версии Михаил Кисляров (главный режиссёр театра, между прочим!) задал активно-динамичный темпоритм действа и использовал все возможные точки помещения: сцену, балконы, все двери в зал. Дети-зрители только и успевали крутить головами, наблюдая за детьми-артистами, постоянно возникающими то сверху, то сзади, то справа, то слева.
Сама история о юном трубочисте началась только после антракта, где ребята спасали восьмилетнего Сэма от тяжёлой работы и грубых наставников.
Очень милая и добрая история, с чудесной музыкой — хорами, ансамблями и сольными песнями, была старательно и искренно исполнена.
Участники детской труппы театра так естественно и свободно играли на сцене, что им можно простить отдельные неточности во вступлениях.
Роль заглавного героя 12 декабря исполнял Глеб Александрович – во всяком случае, так он представился дирижёру. Этот совсем крохотный мальчик большую часть времени повторял фразу «Страшно было и темно, заступитесь за меня». Внешне он идеально подходил на роль, так как и правда выглядел самым маленьким и беззащитным со своей белокурой ангельской шевелюрой. Но всё-таки артист на сцене — и в 4 года должен быть артистом, а наш герой как будто заморожен: ни страха, ни радости, ни какой-то ещё эмоции понять просто нельзя.
Когда речь идёт о центральном персонаже, всё же стоит более тщательно продумывать кастинг. Зрители в зале ведь смотрят на него как на пример и сравнивают себя с ним! Позади меня сидели такие комментаторы, решающие, что же можно делать в ящике для игрушек, куда прятали Сэма. Судя по их ответам, не только взрослым сегодня не хватает сна.
Кстати, о взрослых. Тамара Касумова, Ольга Бурмистрова, Анна Костылева, Александр Маркеев с Александром Бородейко прекрасно воплотили образы истории Бриттена. Вокальные партии не перегруженные, и в них особых проблем не возникло. Правда, на детских спектаклях всегда смущает преувеличенная сладость и наигранная непосредственность. Так ли нужно это детям? Впрочем, это вопрос риторический.
Отдельный сюрприз и настоящая находка — визуальная часть нового спектакля.
Рискованный ход, с привлечением к созданию сценографии и костюмов совсем юной художницы Марии Кононовой, которой едва минуло 18 лет, выиграл. В первой части спектакля — репетиционной — девушка лично представила презентацию эскизов зрителям. Кроме костюмов она показала, к примеру, наброски птиц, которых потом увлечённо изображали дети прямо внутри спектакля, дружно каркая и укая.
Работы молодой художницы напомнили стиль современного художника Павла Пепперштейна: те же простые, пластичные изгибы линий, без лишних деталей, именно в духе набросков.
Как и сама структура спектакля, оформление также было двойственно:
в начале – чёрные универсальные футболки с лейблом спектакля, а затем причудливо-цветастые костюмы, вполне стильные и современные. Может и просто, зато доступно и понятно. Кроме того, завораживающие видеопроекции с мерно падающим снегом во время колыбельной, просторное окно, сквозь которое якобы убегал мальчик, и другие находки вполне заменили более традиционные атрибуты декораций.
Идея предложить юным зрителям самим поучаствовать в создании костюмов в течение антракта – по-моему, более чем удачна. Тут нужно просто видеть горящие глаза детей, которые разукрашивали в антракте специальные странички в программке, будто в жизни никогда не рисовали.
Новых детских спектаклей в Москве в этом сезоне предостаточно: «Лисичка. Любовь» и «Соловей» в театре им. Сац, «Волшебная лампа Аладдина» в Станиславском, «Байки Стравинского» в Большом театре. Музыка чудесна во всех спектаклях, но вопрос доступности и увлечённости детской аудитории не самый простой. «Маленький трубочист» Бриттена в театре Покровского в этом смысле один из явных претендентов на успех.
Автор фото — Владимир Майоров