Как Григорий Соколов получил I премию на Конкурсе имени Чайковского

Миша Дихтер, Эмиль Гилельс и Григорий Соколов, 1966 год

Рассказ очевидца заседания жюри фортепианного конкурса, на котором принимались решения о распределении премий

Причиной написания этого текста стала статья Алексея Мокроусова в газете «Ведомости» от 5 мая 2015 года в связи с выходом в свет двух CD с записью концерта Григория Соколова в Зальцбурге 30 июля 2008 года. В ней автор пишет: «Выиграв в 1966 г. в возрасте 16 лет конкурс имени Чайковского (говорят, решающее слово в его пользу произнёс Эмиль Гилельс), Соколов — возможно, не только по своей воле — не стал делать международную карьеру в отличие от многих коллег, получивших подобную награду».

Я утверждаю, что Эмиль Гилельс на заседании жюри никаких слов в пользу Григория Соколова не произносил.

Было ли какое-то давление на членов жюри в кулуарах мне неизвестно.

Скандал произошёл во время объявления результатов конкурса пианистов. Зал при оглашении имени Григория Соколова засвистел и зашикал. При выходе из здания и во время посадки в автомобиль в Гилельса полетели гнилые помидоры.

Волею судеб в конце июня 1966 года я оказался в помещении, в котором состоялось заключительное заседание жюри III Международного конкурса им. Чайковского по специальности фортепиано. В 1966 году видеомагнитофонов ещё не было, и конкурс снимали на киноплёнку с использованием так называемых синхронных камер. Это были громоздкие сооружения, благодаря которым треск камеры глушился корпусом, и была возможность снимать во время исполнения. Один из режиссёров съёмочной группы оказался родственником моего ближайшего друга и я, прицепившись к киногруппе и таская для них коробки с плёнкой, мог посещать бесплатно прослушивания конкурса и мероприятия, куда допускались киношники.

Так, со стопкой коробок с плёнкой я и вошёл в небольшой зальчик, в котором проходило заключительное рабочее заседание жюри фортепианного конкурса.

Стол нашей киногруппы стоял рядом с входной дверью.

Традиционно лауреаты фортепианного конкурса определялись самыми последними, поскольку прослушивания конкурсантов-пианистов заканчивались позже остальных трёх специальностей. После выступления последнего конкурсанта жюри собралось не сразу, а сначала перекусило. Сидим и ждём!

Через какое-то время в комнату гуськом, с папочками в руках вошли 20 членов жюри и расположились вокруг стола. Председателем жюри был Эмиль Гилельс, ответственным секретарём — Михаил Воскресенский.

Никаких обсуждений конкурсантов, по крайней мере, публичных, не было. Что происходило в кулуарах мы, естественно, не знаем.

Было ясно одно — любимцем публики был американский пианист Миша Дихтер.

Воскресенский раздал членам жюри стопки чистых листков бумаги примерно 8х8 см. Затем Гилельс произнёс: «Обсуждается вопрос о количестве первых премий. Предлагаю, чтобы первая премия была только одна». Голосовали поднятием руки. За это предложение проголосовали единогласно.

«Голосуется первая премия». Каждый член жюри писал на листке фамилию конкурсанта, которому он считает нужным присудить первую премию. Секретарь жюри собирает эти листки и передаёт их Гилельсу. Тот начинает читать фамилии, предлагаемые на первую премию: «Соколов, Соколов, Соколов, Соколов, Дихтер, Соколов, Соколов, Дихтер, Соколов, Ауэр (США) и т. д.

Из 20 членов жюри за первую премию Григорию Соколову проголосовали, кажется, 16, за Мишу Дихтера — 3 и за Эдуарда Ауэра — 1.

Таким образом, за первую премию Григорию Соколову высказалось подавляющее большинство членов жюри. Так же происходило голосование по другим премиям. За присуждение второй премии Мише Дихтеру проголосовало 19 членов жюри.

Время всё расставило по своим местам. Сегодня мало кто помнит или знает пианиста Мишу Дихтера, он уже давно не выступал в России. А вот Григорий Соколов без всякой суеты и скандалов стал одним из лучших пианистов мира, а для многих — пианистом № 1.

В последние лет семнадцать Соколов не желает играть в Москве. И каждый год в апреле из Москвы в Петербург выезжает внушительный десант москвичей — почитателей таланта Григория Соколова, который даёт в Санкт-Петербурге один концерт в год. В этом апреле концерт Соколова в Большом зале Санкт-Петербурской филармонии был отменён из-за болезни пианиста.

На фото:
Миша Дихтер, Эмиль Гилельс и Григорий Соколов, 1966 год

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама