24 июня в Большом зале Московской консерватории стартовали прослушивания второго – оркестрового – этапа II тура у пианистов.
По конкурсным условиям на этом этапе музыканты должны исполнить один из концертов Моцарта для фортепиано с оркестром. В первый день выступили шесть исполнителей. Первые трое участников – Сергей Редькин, Мария Мазо и Рид Тецлофф - играли в сопровождении камерного оркестра «Солисты Москвы» под управлением Аэртона Десемплера. После перерыва на сцене был Государственный академический камерный оркестр России под руководством Алексея Уткина, аккомпанировавший Илье Рашковскому, Джорджу Ли и Люке Дебаргу.
Выступления сопровождались невиданным ажиотажем – Большой зал был заполнен до отказа. Создавалось впечатление, что в консерватории выступают прославленные звезды первой величины, а не молодые конкурсанты.
Все участники этого дня исполняли разные концерты (дважды звучал лишь Концерт № 23, но трактовки этого сочинения у Рида Тецлоффа и Джорджа Ли, игравших к тому же с разными оркестрами, были настолько индивидуальными, что ощущения повтора не возникло).
Сергей Редькин выбрал для выступления Концерт № 12, который к тому же снабдил оригинальными каденциями собственного сочинения. Мария Мазо в Концерте № 21 предпочла каденции Пауля Бадуры-Шкоды, продемонстрировав в целом весьма спортивный стиль игры.
Риду Тецлоффу в Концерте № 23 удалось увлечь публику мягкой лиричностью, а Илья Рашковский, взяв Концерт № 27, в очередной раз за время конкурса подтвердил умение включить в программу именно то сочинение, в котором его собственный стиль и художественный почерк проявляются наиболее органично.
От Джорджа Ли многие ожидали демонстрации пианистических «мускулов». Однако 19-летний американский музыкант преподнес сюрприз: в его игре не было и намека на мощную концертную виртуозность, которой он так поразил всех в «Венгерской рапсодии» Листа на первом этапе второго тура. В Моцарте его звук отличала легкость и ясность, фактуру – прозрачность. В Концерте, и особенно в лирико-философской второй части, Ли определенно доказал свое право называться не только блестящим виртуозом, но и музыкантом с огромным художественным потенциалом.
Завершал вечер французский пианист Люка Дебарг, которого публика после первого этапа второго тура выбрала конкурсным фаворитом – уже сам его выход на сцену сопровождался громовой овацией. Любопытно, что в этот вечер 24-летний исполнитель впервые в жизни играл с оркестром, но отсутствие опыта не помешало ему проявить именно те качества, которых от него ждали: Люка Дебарг вновь словно творил музыку, создавая ее здесь и сейчас. Ощущение творческой свободы усиливали и сочиненные им самим каденции, которые, как и все, что делал за время конкурса этот необычный пианист, убедили даже самых отъявленных скептиков в их праве на исполнение.
Выступление Дебарга ожидаемо увенчалось бурными аплодисментами, которые пианист с благодарностью разделил с дирижером Алексеем Уткиным и оркестром.
25 июня пианисты завершат оркестровый этап второго тура. Выступит вторая шестерка полуфиналистов: Лукас Генюшас, Даниил Харитонов, Юлия Кочубан, Михаил Турпанов, Николай Медведев и Дмитрий Маслеев. Прослушивания начнутся в 17.00. По их окончании жюри объявит результаты второго тура и назовет имена участников, прошедших в финал.
В Московской консерватории продолжаются прослушивания по специальности «Скрипка».
Во втором этапе II тура полуфиналисты исполняют скрипичные концерты Моцарта, выбирая из Третьего, Четвертого и Пятого, оказавшегося наиболее популярным. Из шестерых конкурсантов его выбрали трое, еще двое – Третий, тогда как Четвертый прозвучал лишь раз. Точно такое же соотношение сохранится и на следующий день прослушиваний, в начале которого Пятый концерт прозвучит три раза подряд.
24 июня в Малом зале выступили шестеро полуфиналистов: Павел Милюков (Россия), Александра Конунова (Молдова), Майю Кишима (Япония), Ён Гук Ким (Южная Корея), Степан Стариков (Россия), Пом Сори Ким (Южная Корея). Если первый этап II тура предоставлял конкурсантам максимум свободы в выборе репертуара, теперь они поставлены еще в более жесткие рамки, чем в I туре, где один за другим играли обязательные сочинения Баха, Паганини, Чайковского.
Теперь, правда, солисты на сцене не одни: во втором этапе II тура полуфиналистов сопровождают Московский камерный оркестр Musica Viva и дирижер Валентин Урюпин. Скрипачам определенно повезло: они выступают с одним из лучших камерных коллективов страны, с которым уже не первый год связаны многие из ярчайших событий московского сезона – исполнения ораторий Гайдна, опер Генделя, Моцарта и другие. Оркестр с честью выдержал и первую часть моцартовского марафона, став одним из главных его героев.
Прослушивания открыл Павел Милюков, выбравший Пятый концерт. Этот же выбор сделали Степан Стариков и Пом Сори Ким, чьи выступления завершили день. Александра Конунова исполнила Четвертый концерт, Майю Кишима и Ён Гук Ким - Третий. Каждый из конкурсантов блеснул новыми гранями своего таланта. 25 июня прослушивания II тура продолжатся. Выступят Юй-Чень Цзэнь (17:00), Клара-Джуми Кан (17:30), Ю Джин Чан (18:15), Гайк Казазян (19:30), Сергей Поспелов (20:00), Кристофер Тун Андерсен (20:45).
Результаты II тура будут объявлены в 22:30.
У виолончелистов завершились конкурсные прослушивания первого дня второго этапа II тура.
Со сцены Малого зала Петербургской филармонии шесть раз прозвучали виолончельные концерты Йозефа Гайдна. Несмотря на то, что из всех конкурсных заданий на этом этапе звучит самая короткая программа (концерт Гайдна длится не более 30 минут), второй этап ставит участников в очень непростые условия и требует пристального сосредоточения. Подобно хрустально чистому горному ручью классически ясная фактура гайдновских концертов делает очевидным любой промах и любую фальшь.
Первое отделение сегодняшних прослушиваний, начавшихся в 17.30, вместе с конкурсантами на сцене был камерный состав Академического симфонического окрестра Петербургской филармонии во главе с Владимиром Альтшулером. Вечер открылся выступлением Анастасии Кобекиной, взявшей до мажорный концерт Hob. VII №1. Владеющая секретом красивого виолончельного тембра молодая исполнительница проникновенно и трепетно исполнила вторую часть и попыталась привнести лирику в весьма бодрый финал. Игра вышедшего вслед за Анастасией испанца Пабло Ферандеса, выбравшего тот же до мажорный концерт, больше соответствовала классицисткому стилю. Все пассажи были продуманы и предельно отчетливо сыграны, стремительный финал искрился радостным задором и светом. С первого тура Пабло показал себя концептуально мыслящим музыкантом и в этом плане продолжает оставаться верным себе. Завершил первое отделение немец Леонард Эльшенбройх, который решил обратиться к ре мажорному концерту Hob. VII №2 и сыграть его в романтической манере, что оказалось очень непростой задачей.
Второе отделение в 19.30 открыл выступивший с Камерным оркестром Мариинского театра под управлением Алексея Богорада Александр Бузлов, ярче и убедительнее всего справившийся со всеми сложностями и «подводными камнями», заложенными в до мажорном концерте. Это было по-настоящему зрелое художественное выступление, сорвавшее бурные и продолжительные овации зала.
Завершили вечер второго дня немецкий виолончелист Валентино Ворлич и кореянка Сон Мин Кан, сыгравшие так же с оркестром Мариинского театра ре мажорный концерт. Это были два, по-своему прекрасные, но совершенно разные исполнения. Ворлич попытался привнести углубленно философские нотки в чистый гайдновский мир, а Сон Мин Кан, следуя своей манере, напротив добавила романтической экспрессии.
Завтра – последний день Второго тура виолончелистов, по итогам которого жюри должно будет выбрать шестерых финалистов. Прослушивания будут проходить по такому же, как и сегодня, принципу: в 17.00 с Камерным составом Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии под руководством В. Альтшулера выступят Тристан Корну, Андрей Ионица и Филипп Бруно, а в 19.30 на сцену выйдет Камерный оркестр Мариинского театра под управлением А. Богорада, с которым сыграют Фёдор Амосов, Джонатан Роузман и Александр Рамм. За исключением Тристана Корну все участники выбрали гайдновский до мажорный концерт.
Завтра же последний день XV Международный конкурс им. П. И. Чайковского будут принимать гостеприимные стены старейшего в России Малого зала Петербургской филармонии. Третий тур, включающий в себя выступления с большим симфоническим составом, пройдет уже в Большом зале филармонии на Михайловской улице.
Второй день I тура в номинации «Сольное пение» завершен.
На сцене камерного зала Мусоргского в Мариинском-2 появились новые, очень интересные игроки.
Жюри отслушало 14 вокалистов: 11 россиян, одного украинца, эстонку и южнокорейского тенора. Если первая половина дня прошла под знаком барокко, Моцарта и Баха, то на вечернем прослушивании акцент пришелся на тяжелые драматические арии Верди, исполненные, впрочем, с разной степенью силы, музыкальности и убедительности. Вечернее прослушивание открыл Гарри Гукасян, студент Одесской национальной академии им. А.В.Неждановой, а с 2014 года — солист Одесской оперы. В его исполнении основательно прозвучали Dignare Генделя и «Подвиг» Чайковского, а для петербургских меломанов приятно было услышать в арии одесского гостя арию гостя Веденецкого из «Садко» Римского-Корсакова, чей памятник стоит напротив Мариинского театра, рядом с Консерваторией. Своим появлением произвела эффект сопрано Наталья Павлова, предельно эмоционально спевшая все три произведения — блок из трех номеров из кантаты «Покинутая Армида» Генделя, арию Маргариты с жемчугом из «Фауста» Гуно, а также романс «Отчего» Чайковского. Меццо-сопрано Ирина Шишкова, известная по своим ангажементам в Мариинском и Михайловском театрах, смело взялась за арию принцессы Эболи O don fatale из «Дон Карлоса» Верди, отважно спев ее сразу после арии Buß und Reu из «Страстей по Матфею» Баха, оттенив их романсом «Скажи, о чем в тени ветвей» Чайковского.
Москвичка Евгения Душина, выпускница Московской консерватории по классу Петра Скусниченко очень добросовестно и уверенно представила свой репертуар первого тура — арию Фиордилиджи Come scoglio из «Так поступают все» Моцарта, балладу Недды из «Паяцев» Леонкавалло и романс «Кабы знала я» Чайковского. Баритон Алексей Зеленков из Новосибирска выбрал образцово-показательный репертуар для своего вокального амплуа — арию графа ди Луны из «Трубадура» Верди, арию Фигаро Aprite un po'guegli occhi из финала «Свадьбы Фигаро» Моцарта и «Подвиг» Чайковского. 32-летний Дмитрий Демидчик стал откровением вечера, представ в амплуа лирико-драматического тенора после того, как на прошлом конкурсе Чайковского еще был баритоном. Сильной заявкой прозвучали стилистически полярные арии дона Оттавио Della sua pace из «Дон Жуана» Моцарта и ария кавалера Де Грие Ah! Manon, mi tradisce il tuo folle pensiero из «Манон Леско» Пуччини, оттененные романсом «Зачем» Чайковского.
Анастасия Федорова не побоялась показать свой буйный темперамент драматического сопрано в арии Амелии Moro ma prima in grazia из «Бал-маскарада» Верди. В нескрываемо драматическом же ключе она исполнила и арию Париса Parideed Elena из «Париса и Елены» Глюка, не говоря о сокрушительной интерпретации романса «Я ли в поле да не травушка была» Чайковского. 28-летний московский баритон Антон Зараев в арии Мазепы «О, Мария!» из одноименной оперы Чайковского не оставил сомнений, что вскоре из него может вырасти великолепный исполнитель этой заглавной партии.
Пресс-служба конкурса
Автор фото — Анна Касаткина