Алексей Степанюк: «Нам кричали „Браво!“, но были и выкрики „Убирайтесь домой!“»
Мариинский театр начал гастроли в США оперой Родиона Щедрина в постановке Алексея Степанюка «Очарованный странник». Спектаклем, за который Щедрин во всеуслышание назвал Степанюка «режиссером двадцать первого века» — композитор до премьеры в Мариинском театре не верил, что его партитуру можно воплотить в театре. Как приняли американцы эту весьма непростую постановку, премьера которой в концертном исполнении состоялась в свое время именно в Нью-Йорке, Алексей Степанюк рассказал в эксклюзивном интервью Belcanto.ru.
«ЭТО И НАМ В РОССИИ СЕЙЧАС ПОНЯТЬ НЕПРОСТО»
— Алексей Олегович, история цыганки Грушеньки, князя, Флягина — это исторически явно не американский сюжет. Как приняла его американская публика?
— Этот сюжет и то, что за ним стоит, и у нас в России сейчас понять непросто. Нравственность, религиозность — эти понятия, к сожалению, уходят из нашей жизни. Зал Бруклинской академии музыки был полон, там были и американцы, и американские русские. Во время спектакля стояла тишина, такая, про которую говорят, что слышно, как муха пролетит. А потом был шквал аплодисментов. Конечно, и музыка Родиона Щедрина сложная, и фабула у Николая Лескова непростая. Не знаю, что напишут критики, но публика спектакль поняла и приняла. Можно сказать, что американская премьера «Очарованного странника» прошла хорошо, кстати, в свое время Щедрин ведь написал оперу для концертного исполнения, и именно в таком формате премьера ее прошла в Нью-Йорке.
— Что собой представляет зал Бруклинской академии музыки?
— Это прекрасный театральный зал, традиционный, с бархатом лож. Это самый старый театр Нью-Йорка, и в нем есть театральный шарм, он больше, чем зал Метрополитен-опера. В Бруклинской академии музыки очень хорошая акустика. Валерий Гергиев решил начать гастроли Мариинского театра не с «Лебединого озера», не с «Золушки», как обычно бывает, а с оперы двадцатого века. Это было ответственно.
— Зеркало сцены схоже с Мариинским театром?
— Не совсем, сцена там была широкая, но неглубокая. И эта разница в масштабах коснулась хора, пришлось его размещать несколько иначе, он оказался ближе к публике. Работа была напряженная, времени у нас было немного.
«ПАРТИЯ ФЛЯГИНА ОЧЕНЬ СЛОЖНАЯ»
— Кто стоял за дирижерским пультом?
— Дирижировал Валерий Гергиев. С подъемом, эмоционально до предела.
— В спектакле был ввод, вместо Сергея Алексашкина сложнейшую партию Флягина исполнил молодой солист Олег Сычев…
— Да, это было непросто, но Сычев, обладатель ровного и красивого баса, справился. Хотя ведь партия Флягина сложна не только в вокальном плане, но и в психологическом. Этот персонаж много что прошел в жизни. Он в хорошем смысле, как принято говорить в России, «прожженный». Много испытал, много водки выпил, многих «мочил», пока, наконец, не решился уйти в монастырь. Флягин много страдал. И для голоса эта партия сложная. Олег Сычев — молодец, он на протяжении всего спектакля работал на должном уровне. Он действительно прожил жизнь своего персонажа. Так что дебют в партии Флягина у него был удачным.
— Как выступила исполнительница партии Грушеньки Кристина Капустинская?
— Она очень хорошо работает, она может раскрыть душу героини.
— Отношение к России в Америке сейчас неоднозначное, это не сказалось на восприятии публики?
— Публика очень сильно и долго аплодировала после спектакля и кричала «Браво!». Значит, их души откликнулись на нашу работу. А когда мы выходили из театра, то большая группа зрителей ждала нас, чтобы взять автографы. Правда, неподалеку была небольшая группка людей, которая кричала, чтобы мы убирались домой. Но это не испортило нам впечатления от американской премьеры.
— Какое впечатление оставил Нью-Йорк?
— Впечатление… зоопарка. Город встретил нас холодом, ветром, но снега нет. На улицах кто-то ходит в шубе, кто-то в подобие ватника, а кто-то с голым животом. Люди, которые пришли в театр, очень хорошо одеты. Вообще же, люди, что на улице, и те, что пришли в театр, — они разные.
— Вашим очередным спектаклем в Мариинском театре станет «Пиковая дама»?
— Да, работа уже началась, премьера намечена на конец мая.
Беседовала Татьяна Мамаева