Иван Грозный меняет... прописку

Премьера балета Юрия Григоровича в Опере Бастилии

В канун Нового года Париж украсили афиши с именем Юрия Григоровича. Время сделало его имя еще более знаменитым. Российский хореограф теперь особенно популярен как подлинный классик искусства балета. И он активно восстанавливает свои спектакли в театрах разных столиц: «Дон Кихот» в Копенгагене, «Щелкунчик» в Вене, «Спящая красавица» в Варшаве, «Каменный цветок» в Стокгольме и Стамбуле, «Спартак» в Риме, «Легенда о любви» в Сеуле. В свою очередь Парижская Опера пригласила Ю.Григоровича возобновить балет «Иван Грозный», который он поставил здесь в октябре 1976 года после блистательной премьеры в Большом театре (февраль 1975-го).

Полтора месяца Ю.Григорович, Н.Бессмертнова и В.Рыжов интенсивно работали с солистами и труппой Парижской Оперы. Неутомимый хореограф одержимо вел репетиции и получал наслаждение от труппы, которая с большим энтузиазмом осваивала его трудную танцевальную лексику. Огромный труд увенчался абсолютным успехом. С 12 декабря по 7 января на сцене Оперы Бастилии «Иван Грозный» показан 14 раз.

Двухактный балет потрясает драматической силой и танцевальной экспрессией, контрастом светлой любви и страшной трагедии. Его сценическое решение удивительно современно: конструктивный принцип декораций с многоплановой трансформацией пространства, блестяще придуманный Симоном Вирсаладзе, сейчас используют в театрах многие режиссеры. Лаконичные, иконописные декорации позволяют представить все 18 картин балета на едином дыхании, без разрывов и пауз. Талантливый эстонский дирижер Велло Пяхн, возглавивший оркестр Парижской Оперы, так живо и динамично интерпретирует партитуру, что кажется, будто сам Прокофьев писал ее специально для балета Григоровича. Хореограф, бесконечно влюбленный в эту музыку, создал истинный шедевр, который неподвластен времени.

Несомненное достоинство спектакля — полифония его развития. Балетное действие охватывает не только всю сцену, но и три дополнительные площадки, в глубине несколько приподнятые и завуалированные внутри трех вращающихся цилиндров из полупрозрачных штор. При открытии новой картины пространство за шторами насыщается светом, и на площадках возникают скульптурные композиции с неподвижными персонажами, которые воспринимаются как живописные фрески декораций.

Танцевально-пластический язык балета, отражающий богатство стилистики хореографа, пленяет музыкальностью. Большой мастер массовых сцен, Ю.Григорович потрясает зрительный зал масштабом и динамикой эпических картин, в которых царь Иван борется с полчищами татар и бунтом бояр. Возвышенно и поэтично предстают интимные дуэты царя и его невесты. Грациозный женский кордебалет излучает душевную теплоту и певучую нежность. Главное же озарение Ю. Григоровича — группа звонарей, которые олицетворяют русский народ.

Наиболее сильное впечатление производят исполнители главных ролей — царя Ивана, его невесты Анастасии и князя Курбского, ставшего предателем. «Тонкое исполнение французских танцовщиков (Гизерикса, Атанассова и Денара в 1976 и 1977 годах) нам всегда казалось более предпочтительным в сравнении с мелодраматической игрой исполнителей мужских партий из Большого театра, — писала на следующий день после премьеры газета «Фигаро». — И вновь Николя Ле Риш (Иван) и Карл Пакетт (Курбский) снимают чрезмерную утрированность характера с двух основных ролей, мастерски задуманных Григоровичем, и своей выразительной и точной игрой трогают нас, создавая достоверные и живые образы. Все три персонажа захватывают нас своим магнетизмом даже в условных сценах, таких, как любовный дуэт, которым начинается второй акт. Николя Ле Риш феноменален в роли царя, требующей огромной физической силы, в своем танце он соединяет мощь и легкость, глубину и психологическую точность характера своего брутального героя, чье сердце кровоточит и которого преследуют видения.

Выбор этой мрачной драмы для спектаклей в период рождественских праздников, сделанный директором балета Брижит Лефевр, мог показаться рискованным. Овации зрителей подтвердили правильность такого выбора. Особых комплиментов заслуживает Элеонора Аббаньято в партии Анастасии. Самая очаровательная солистка труппы наполнила свою роль истинно русской красотой и лиризмом. Ее чувственная, хрупкая Анастасия чарует духовным богатством и удивительной пластикой. Очень убедительно и точно представляет Карл Пакетт образ Курбского, раздираемого ревностью и раскаянием. Для молодого солиста эта роль — важная веха артистического роста.

По инициативе хореографа и Брижит Лефевр для главных партий предусмотрены еще два состава исполнителей: великолепные солисты Жозе Мартинез, Дельфин Мусен, Эрве Моро и совсем юные артисты Стефан Бюльйон, Матильд Фрустей, Матьё Ганио (19-летний сын Доминик Кальфуни, которая первой танцевала Анастасию в Париже).

Важно отметить, что на премьере «Ивана Грозного» была особая публика. Ассоциация по распространению славы Парижской Оперы (AROP) подарила 500 мест детям Парижа. Юные зрители смотрели балет затаив дыхание и аплодировали так часто, что по числу таких вспышек восторга этот вечер можно было занести в Книгу рекордов Гиннесса. Ну а на поклонах овациям, казалось, не будет конца. Рене Сирвен, балетный обозреватель газеты «Фигаро», в своей статье под названием «Грандиозное и волнующее событие» написал: «Великая драматическая фреска Юрия Григоровича триумфально вернулась в Парижскую Оперу».

Вслед за балетом «Иван Грозный» на другой сцене Парижской Оперы, во Дворце Гарнье, предстал балет Ю.Григоровича «Лебединое озеро». Этим спектаклем в Париже открылись гастроли труппы Большого театра, которая показывает также балеты «Дочь фараона» и «Светлый ручей» хореографов П.Лакота и А.Ратманского. Тот факт, что две лучшие труппы мира — Парижской Оперы и Большого театра — почти одновременно представляют балеты Ю.Григоровича, говорит о многом. Таких почестей не знает ни один хореограф мира. Важно и то, что столь высокое признание великий мастер заслужил в Париже — колыбели классического танца, ныне балетной столице мира.

На следующее утро после премьеры в Париже Ю.Григорович улетел в Бильбао (Испания), где возглавил гастроли краснодарской труппы, которая показывает его балеты «Баядерка» и «Щелкунчик».

Виктор Игнатов

реклама

вам может быть интересно

Мода на музу Классическая музыка