Оперная труппа, хор и оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева продолжают грандиозный гастрольный тур по странам Европы.
Представив в Австрии и Германии марафон из сочинений Сергея Прокофьева, Мариинский коллектив исполнил в Англии великолепные оперные сочинения русских композиторов: «Обручение в монастыре» Сергея Прокофьева, «Бориса Годунова» Модеста Петровича Мусоргского, «Левшу» Родиона Щедрина.
Первый же концерт гастрольного тура в Великобритании – концертное исполнение оперы Сергея Прокофьева «Обручение в монастыре», – стал «самым выдающимся событием года в Уэльсе», по мнению обозревателя портала Wales Online: «Певцы настолько артистично взаимодействовали с аудиторией, что субтитры были едва ли необходимы. Сергей Алексашкин – превосходный Мендоза, у которого восхитительный комический талант и пение сочетались с непревзойденным мастерством и кажущейся легкостью. Под стать ему была Лариса Дядькова в роли Дуэньи. С блестящими исполнительницами партий Луизы (сопрано Анастасия Калагина) и Клары (меццо-сопрано Юлия Маточкина) прекрасно гармонировали их возлюбленные Антонио (мечтательный тенор Дмитрия Воропаева) и Фердинанд (богатый тембр Романа Бурденко). В этой андалузской сказке от русских композитора, певцов и оркестра музыка сверкала всеми красками в ансамблевых и сольных эпизодах партитуры, столь редко исполняемой и вместе с тем, столь примечательно насыщенной признаками “фирменного” стиля Прокофьева».
Следующей оперой, продемонстрировавшей английской публике всю силу и богатство Мариинской труппы, стал «Борис Годунов» М.П. Мусоргского. Критик портала Classical Source несколько упрекает исполнителей за излишнюю для камерного исполнения эмоциональность, но признает, что «Гергиев сумел сохранить выдающееся своеобразие этой партитуры. Звучание оркестра под его управлением не только поразило зрителей, но и помогло им понять, почему русская музыка стала такой, какой мы её знаем». Ричард Фэрмен из Financial Times считает, что исполнение «Бориса Годунова» стало триумфом «благодаря высочайшему уровню Мариинского хора и оркестра. Несмотря на камерный состав, звучание хора было великолепным и отличалось тем насыщенным богатством тембра, которым обладают одни только русские хоры. Оркестр, также достаточно скромный по размерам, играл с характерной теплотой и гибкостью, обеспечиваемой в том числе мягким лирическим звучанием группы медных духовых. Вокальный состав был блестящей рекламой неисчерпаемой Мариинской сокровищницы талантов. Яркий контраст составляли мягкий, благочестивый Пимен (Михаил Петренко) и загульный Варлаам (Сергей Алексашкин); выделялись Анастасия Калагина (Ксения), Евгений Акимов (Шуйский) и Андрей Попов (Юродивый). Гергиев оставался верен себе, добиваясь непостижимым движением пальцев исполнения, полного жизни и энергии».
Анна Пикард из The Times отметила, что Мариинский театр подарил аудитории «тройное ощущение подлинности. Во-первых, партитуру: оригинальную версию Мусоргского от 1869 года из семи картин, брутальная мужественность которой не смягчена ни одной любовной линией, а гранитная кладка аккордов не отполирована Римским-Корсаковым. Во-вторых, особое Мариинское звучание хора и оркестра: темное, густое и терпкое. В-третьих, необычное чувство присутствия при исполнении коллективом сочинения столь хорошо ему известного и невероятно близкого».
Наибольший интерес британской прессы из всей «русской части» гастрольной программы вызвала впервые прозвучавшая в Европе опера Родиона Щедрина «Левша», признанная критиками выдающимся сочинением нестареющего русского композитора, в великолепном исполнении талантливой Мариинской труппы. Критик портала The Art Desk.com отметил, что «способность вывести во второстепенных ролях столь сильных певцов с незаурядными актёрскими данными демонстрирует почти безграничные возможности Мариинского театра. Исполнители главных ролей также произвели большое впечатление. В первую очередь, среди них нужно упомянуть такую почти невероятную пару как Андрей Попов, убедительно с горящими глазами безупречно исполнивший партию Левши, и очаровательная Кристина Алиева с её колоратурным сопрано (Блоха)».
Британские гастроли Мариинской труппы продолжатся до 9 ноября. После «русской части» программы, представленной тремя величайшим оперными сочинениями трех веков, Мариинский театр в Бирмингеме представляет постановку грандиозной тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» на сцене театре «Ипподром».
Этот гастрольный тур завершит серию выступлений артистов Мариинского театра в Англии в рамках перекрестного Года культуры России-Британии.
Пресс-релиз Мариинского театра