Государственный камерный оркестр сделал ставку на «детскую» музыку — и выиграл
В дни зимних каникул детская афиша наших академических залов выглядит довольно скромно. Предлагается, в основном, «Щелкунчик» как главное рождественское произведение всех времен и народов.
Восполнить этот пробел и создать свою «детскую рождественскую музыку» вознамерились Государственный академический камерный оркестр России и его художественный руководитель Алексей Уткин, с приходом которого некогда славный, а в последнее время «шатаемый всеми ветрами», коллектив взял, наконец, устойчивый и целенаправленный курс на возрождение, создавая одну за другой новые интересные программы.
Новое произведение для детей заказали молодому, но уже серьезно заявившему о себе композитору Андрею Рубцову.
Начав в 18 лет свою музыкальную карьеру в качестве гобоиста Российского национального оркестра, Рубцов очень скоро проявил интерес к дирижированию и окончил с отличием Королевскую академию музыки в Лондоне, став первым русским дирижером за всю историю курса. Андрей Рубцов дирижирует такими коллективами, как РНО, Оркестр Mосковской конесерватории, Молодежный филармонический оркестр Балтии, Ashover Festival Оrchestra и др.
Андрей много времени уделяет композиции. Он автор камерного балета для Большого театра, целого ряда инструментальных концертов и камерных произведений с участием его любимых духовых инструментов.
Естественно, что гобоист Алексей Уткин не мог не заинтересоваться творчеством Андрея Рубцова, так как нашел в его лице композитора, идеально знающего особенности гобоя и других духовых инструментов. А всем известен репертуарный голод исполнителей-духовиков.
В результате совместной работы на свет появился «Праздничный дивертисмент в 9 частях для солиста, камерного оркестра и хора», который был исполнен в дни рождественских каникул в Большом зале консерватории. Программа же концерта называлась просто — «Рождественская музыкальная история», и была рекомендована для семейного посещения.
Большой зал консерватории встречал зрителей огромным экраном, полностью закрывшим знаменитый духовой орган.
Идея произведения — путешествие современного тинейджера по виртуальному миру,
наподобие компьютерной игры, только с живой музыкой — требовала всё-таки видеоинсталляции, которую и создала видеорежиссер Оксана Новосад.
Для исполнения этого произведения Государственный камерный оркестр был усилен современной группой поддержки, в которую входили фортепиано, электрогитары (соло и бас), электроорган, виброфон, ксилофон, а также ударная установка. Большой неожиданностью стало то, что соло на электрогитаре, отложив свой любимый гобой, мастерски исполнил Алексей Уткин. Оказывается, в юности он даже участвовал в рок-группе и гитарой владеет блестяще. В исполнении произведения также участвовала Московская хоровая капелла мальчиков под руководством Виктории Смирновой.
В роли дирижера и рассказчика выступал автор Андрей Рубцов,
при этом надо отметить его прекрасную дикцию и сценическое обаяние, что делает абсолютно ненужным приглашение какого-либо специального актера.
Сюжет незатейлив — Андрюша в рождественскую ночь путешествует в виртуальном пространстве, переходя с одного уровня игры на другой, всё более сложный и напряженный. Он встречается с дикими животными, борется с роботами-монстрами, знакомится с прекрасной принцессой. На экране мелькали картинки этого путешествия, однако их не назовешь даже полноценным мультфильмом. Другое дело — музыка.
Андрей Рубцов создал светлое, яркое произведение, которое не требует никаких «картинок»,
поскольку само по себе выразительно и совершенно самостоятельно. По форме — это сюита из девяти 5-8 минутных частей, отличающихся ритмическим и тембровым разнообразием. Очень хороша главная лейттема: мелодичная, с широким дыханием, свежая и светлая, она олицетворяет Рождество.
Интересна часть, где происходит поединок кобры и мангуста, встретившихся на пути мальчика. За мангуста «отвечал» гобой Алексея Уткина с восточной орнаментальной вязью, тема кобры поручена не менее завораживающему альту. Оркестр под руководством Рубцова с большим удовольствием свинговал, внося джазовую окраску в традиционную мелодику.
А вот настоящий симфоджаз начался в части «Скачки мустангов»,
по сути это был плотный рэгтайм, который с достаточным вкусом и большой свободой исполнил Государственный камерный оркестр. Путешествие в персидский город было предварено цитатой из Чайковского («Арабский танец»), а накануне битвы с монстрами прозвучала начальная фраза шопеновского марша, который все знаем, как похоронный. Цитаты у Рубцова были использованы весьма уместно и вызывали улыбку узнавания у посвященных.
Еще одна музыкальная аллюзия — страстный танец в духе «танго нуево» Астора Пьяццоллы, которое олицетворяло латиноамериканский карнавал и называлось в сюжете «румбой».
По разнообразию приемов и прихотливости ритмов эта пьеса претендует стать когда-нибудь оркестровым бисом.
Сюита закольцовывалась светлой рождественской музыкой, сияющей всеми огнями экранной елкой и ангельским хором мальчиков.
Государственный камерный оркестр, сделавший ставку на новую «детскую» музыку, несомненно выиграл, обогатив свой, да и мировой репертуар ярким, свежим и абсолютно конкурентноспособным произведением талантливого Андрея Рубцова.
На фото: Андрей Рубцов, автор — Катя Андреас