19 октября прославленный немецкий режиссер-постановщик Ханс-Йоахим Фрай представил на суд зрителей свой новый российский проект — Гала-концерт мировых звезд Приморского театра оперы и балета. За считанные минуты до начала торжества корреспондент Belcanto.ru побеседовала с президентом Дрезденского оперного бала и директором Международного конкурса вокалистов «Competizione dell’Opera» о различиях русского и австрийского взглядов на оперу и общей культурной цели двух стран.
— Как Вы считаете, есть разница между музыкальными театрами в России и за рубежом?
— Внешне, конечно, нет, но внутренне — в традициях исполнения она присутствует. Русские много играют оперной и балетной музыки, потому что одновременно любят оперу и балет. Европейцы показывают разнообразие оперных постановок, потому что отдают в большей степени предпочтение опере.
— Какие оперные спектакли востребованы в Европе?
— У нас хорошо идут новые и современные оперы немецких, итальянских, французских, английских, русских и американских композиторов.
— В России иначе?
— Да, у вас идут старым проверенным путем, показывая оперные спектакли так, как они написаны — в традиционных версиях. Пока я в этом вижу главное отличие наших взглядов на оперу.
— Российских оперных театров в сравнении с европейскими немного.
— Думаю, это связано с тем, что Россия — крупнейшая по численности и очень обширная по территории страна. Европейские страны меньше — поэтому театры там находятся в среднем через каждые 150 километров.
— Приморский театр чаще других сравнивают с Мариинкой–2. Их техническое оснащение схоже. А в чем видите принципиальное отличие?
— У Мариинского театра огромная история и традиции. Приморский театр создается на наших глазах с нуля.
— По Вашему мнению, в нем не сложилась еще собственная специфика исполнения?
— В новом театре все ново, поэтому не созданы свой стиль, принципы и творческий бренд. Но они сделают это в дальнейшем: сначала им нужно найти себя, чтобы балансировать между тем, что хочет публика и своим — у людей в крае нет опыта постановки и просмотра балетов и опер.
— Несмотря на молодой возраст, худрук Приморского театра Антон Лубченко хорошо известен публике как музыкант, композитор и дирижер. У него есть свой стиль?
— Он также как и оркестр открывает его сейчас. Мы должны дать им время. Уверен, что через год они создадут свой самобытный музыкальный профиль. Если представить, что музыканты встретились впервые пять недель назад, то поразишься их игре в первый вечер. Исполнение трёхактной оперы без антрактов требовало от них слишком большой концентрации. Теперь будет идти время, и музыканты будут находить и развивать их собственный звук.
— Можно сказать, что успех Гала-концерта имел большое значение для театра?
— Конечно. Это был первый концерт в зале, где еще не все слаженно функционирует, не всё оборудование протестировано, поэтому мы были счастливы и очень горды после выступления. Важно и то, что музыканты могли послушать один другого, понаблюдать, как создается музыка исполнителями мирового класса: Еленой Образцовой, Маквалой Касрашвили, Владимиром Галузиным, Алексеем Марковым и Куртом Ридлем.
— Российско-австрийские отношения сейчас расценивают в мире как позитивные. Что можно сказать о Ваших отношениях с Приморским театром оперы и балета?
— На данный момент, у нас нет соглашений на будущее, но я уверен в дальнейшем развитии наших партнерских отношений, потому что знаю Антона Лубченко много лет и понимаю, что мы в состоянии достичь больших успехов, если сможем продумать следующие совместные шаги.
— Вы настроены на поддержку театра?
— Я бы хотел поддерживать не только театр, но и Приморский край с замечательным губернатором Владимиром Миклушевским. Мне кажется, мы бы смогли развить на достойном уровне культурное видение этого региона. Возможно, мы сможем представить оркестр нового театра в Линце и таким образом разработать стратегию сотрудничества между Приморским краем и областью Верхней Австрии с её богатством в виде знаменитого дома Брукнера в Линце. Это вопрос времени.
— Приезд австрийских музыкантов на Гала-концерт можно назвать Вашим ответом после выступления Антона Лубченко в Линце?
— Да, сейчас мы представили во Владивостоке лучшее в мире юношеское сопрано из хора мальчиков монастыря Святого Флориана Алоиса Мюльбахера и самого известного баса из Венской государственной оперы Курта Ридля. А в сентябре Антон Лубченко дирижировал официальным концертом-открытием Брукнеровского фестиваля с Брукнеровским оркестром и получил самые теплые отзывы австрийского президента Хайнца Фишера.
— Ваш вклад в судьбу театра окупается?
— Мои интересы окупятся, потому что культура может построить мост для соединения наших стран — это должно стать нашей общей целью. За Мариинским и Приморским театрами — будущее не только России, но и Австрии.
Автор фото — A. Röbl