Концерт в Лиссабоне

Лиссабонский оркестр «Метрополитана»

Оказавшись где бы то ни было в поездке, всегда приятно прийти на симфонический концерт местного оркестра, заранее настроившись на интересный вечер и знакомство с новым коллективом. Исполнение, программа, солисты, акустика — всё привлекает повышенное внимание.

В Португалии мне удалось побывать на концерте лиссабонского оркестра «Метрополитана». В программу вошли Простая симфония Бриттена, его же Сюита на народные мотивы «A Time There Was» и вокальный цикл «Озарения» и сюита Шостаковича «Гамлет». Дирижировал Педро Амарал.

Часто случется, что оркестр, будучи даже отлично подготовленным и настроенным, начинает концерт не в полную силу;

увы, физика и законы преодоления инерции действуют во всех сферах земной жизни. Поэтому «Простая симфония» Бриттена прозвучала не столько простой, сколько упрощенно плоской. Случилось это не от слияния, а от довольно ощутимого противостояния дирижера и музыкантов.

При том, что дирижер продемонстрировал и грамотность, и точность, и верный темповый подход, осталось впечатление его отстраненности от оркестра. Словно бы он существовал отдельно, в панцире своей трактовки и интеллектуального осмысления текста, в котором и мудрить-то не надо было, а оркестр играл сам по себе, разогреваясь, отбивая сложную подачу дирижера и стараясь не перегружать прозрачную ткань произведения витиеватостью, идущей от маэстро.

Таким образом, ансамбль музыкантов защищал музыку от перегрузок, и первое произведение вечера прозвучало не слишком устойчиво и потому не стало гвоздем программы.

Зато восхитительный «Гамлет» был сыгран просто превосходно.

Яркая театральная музыка, написанная композитором в 1932 году к постановке вахтанговского театра и затем обретшая самостоятельную жизнь в виде сюиты, была сыграна блистательно.

Большое — в данном случае — видится и вблизи, и на расстоянии, и удивительно слышать и сознавать и 80 лет спустя, как чутко уловил Шостакович музыку того времени, этот рокот и подземный гул 30-х, и насколько современным любому веку и строю оказался прочувствован им сюжет «Гамлета»: будто смотришь кинематографическую хронику. Это и сцена охоты, и реквием, и пантомима актеров, и, конечно, «Песенка Офелии», с её явным привкусом не так давно отошедшего НЭПа.

Приятно, что с отменным пониманием этого стиля прозвучало в «Песенке» соло флейтиста Нуно Инасио.

Если Простая симфония и «Гамлет» были созданы своими авторами практически в одно и то же время, в начале тридцатых, то второе отделение дало неожиданную временную петлю: сначала была исполнена Сюита на народные английские мотивы (90-й опус 1974 года), а потом был совершен бросок в прошлое и прозвучали вокальные «Озарения» на слова А. Рембо, написанные Бриттеном в 1939 году.

В первом произведении, изобилующем забавными названиями частей вроде «Пирожное и эль» или «Ловля белки», оркестр играл ярко и красочно, и замечательно проявила себя первая скрипка оркестра Анна Перейра.

В «Озарениях» солировала сопрано Сара Брага Симоэш.

Молодая певица обладает не слишком большим и довольно прямолинейным голосом несколько кукольного звучания, без богатых оттенков и бархатных обертонов, но за эмоциональное исполнение её можно лишь похвалить, как и за достаточно высокую музыкальную прочувствованность сложных текстов Бриттена и Рембо.

Очень трудно понять все эти «Фанфары» и «Парады» правильно, если пропеваемые стихи кажутся истолкованиями фрейдизма:

«Какие зрелые люди! Глаза, ошалевшие наподобие летней ночи, — красные, черные или трехцветные, или как сталь, протыкающая золотую звезду».

В «Озарениях» также прозвучали сложные соло артистов оркестра, из которых особенно хочется отметить соло контрабаса, стильно и точно исполненное прекрасным музыкантом Владимиром Кузнецовым.

В целом же концерт оркестра, существующего двадцать с небольшим лет, оставил замечательное впечатление. Поэтому шёпотом хочется произнести вечную мантру музыкантов: пусть ему всегда везет с дирижёрами.

реклама