Конец июня в Берлине ознаменовался двумя важными музыкальными событиями: премьерой спектакля Клауса Гута по мотивам семи-оперы Генри Пёрселла «Королева фей» и концертом Немецкого симфонического оркестра под управлением Тугана Сохиева в Берлинской филармонии. Но, обо всем по порядку.
В Берлинской Штаатсопер проходил фестиваль нового музыкального театра, в рамках которого и состоялся спектакль по мотивам «Королевы фей» Генри Пёрселла.
Режиссер спектакля — широко известный Клаус Гут,
прежде всего, по режиссерской работе над зальцбургским «Дон Жуаном» с Э. Шроттом в партии Лепорелло. Партнером по постановке, отвечающим за музыкально-постановочную часть спектакля стал немецкий композитор Хельмут Эринг.
Несколько слов об Эринге:
родился в семье глухонемых в ГДР, самостоятельно обучался композиции и игре на гитаре. В настоящее время — крупнейший современный немецкий композитор, член Берлинской академии искусств.
Главную роль в сценографии спектакля (Кристиан Шмидт) играет вращающаяся сцена с обычной городской среднестатистической квартирой, в которой «течет» жизнь, сцена в гостиной «переходит» в спальню, на кухню, в туалет и т. д.
Главный герой (Ульрих Маттес) вспоминает свое прошлое. Он снова оказывается в квартире своего детства, в которой получил глубокую психическую травму: его мать совершила самоубийство. Он читает свой дневник, вспоминает последний день рождения матери...
Сцена дня рождения повторяется несколько раз, приходят и уходят гости, иногда вместо гостей появляются феи с крылышками, меняются местами день и ночь, времена года. Что это за жанр — сказать не могу, видимо, в ближайшее время музыковеды придумают новый термин.
Постановка трехъязычная: английский, немецкий и язык знаков глухонемых.
Музыкальная часть представлена оркестром Штаатскапеллы (дирижер Иоганн Каличке) и оркестром Академии старинной музыки (дирижер Беньямин Байль), а также двумя электрогитарами и соло контрабаса (Маттиас Бауер). Музыка Генри Пёрселла сменяется музыкой Хельмута Эринга: в музыке идет диалог современного композитора с ярчайшим представителем музыки барокко.
Солистов пять — контратенор, сопрано, меццо, тенор и бас-баритон. Отдельно хотелось бы выделить вокал высочайшего уровня контратенора Беджуна Меты, племянника знаменитого дирижера, а также немецкой колоратурной сопрано Марлис Петерсен.
Обращение к опыту глухонемоты и языку знаков, помноженное на различные музыкальные стили, тексты Шекспира и Гейне, замечательную драматическую и вокальную составляющие, а также ключевую идею memento mori, создают уникальное впечатление от спектакля.
Тандем Клауса Гута и Хельмута Эринга уже отметился в прошлом году в Дюссельдорфе спектаклем по мотивам вагнеровского «Летучего голландца», так что, вероятно, в ближайшее время стоит ожидать много интересного от этого творческого союза.
Теперь о симфоническом впечатлении.
Как известно, после скандала трехлетней давности Немецкий симфонический оркестр (DSO) остался без главного дирижера (Инго Мецмахер в 2010 году оставил свой пост по причине несогласия с урезанием бюджета коллектива). С 2010 года Туган Сохиев являлся и.о. музыкального руководителя, а в настоящем сезоне 2012/2013 он — полноценный главный дирижер.
DSO — оркестр довольно молодой, основан в 1946 году
и первоначально именовался как оркестр RIAS (Rundfunk im amerikanischen Sektor / Радио в американском секторе Берлина), позже был переименован в симфонический оркестр Берлинского радио (Radio-Symphonie-Orchester Berlin).
За более чем полувековую историю, оркестр возглавляли такие крупнейшие музыканты как Ференц Фричай, Лорин Маазель, Владимир Ашкенази, Кент Нагано, Инго Мецмахер и другие.
Справедливости ради, хочу несколько слов сказать об основателе оркестра Ференце Фричае. К сожалению, он, являвшийся несомненно одним из величайших дирижеров ХХ века, в наше время незаслуженно забыт. Тем не менее, многие записи Фричая с оркестром до сих пор являются эталонными, например, записи, изданные фирмой «Deutsche Grammophon»: Тройной концерт Бетховена, Двойной концерт Брамса, Симфоническая поэма Сметаны «Влтава», Девятая симфония Дворжака, Прелюды Листа и многие другие. Фричай был первым дирижером, который применил контроль качества записей (к сожалению, в настоящее время данный приоритет приписывается Караяну).
Программа концерта включала Увертюру Мендельсона «Die Hebriden»,
Скрипичный концерт ре-мажор Э. Корнгольда (солист Вадим Глузман) и Симфонию до-мажор Ф. Шуберта.
Увертюра «Гебриды» Ф. Мендельсона, к сожалению, редко исполняется в нашей стране. По поводу неё Брамс сказал следующее: «Я отдал бы полное собрание своих сочинений, если бы мне удалось создать произведение, подобное „Die Hebriden“». Увертюра была исполнена очень точно, красочно и ярко.
Скрипичный концерт Э. Корнгольда является одним из самых популярных сочинений композитора, написанным в постромантическом стиле, с «отсылками» к штраусовским симфоническим поэмам, а также цитатам из корнгольдовских работ в кино. Концерт был исполнен виртуозно, причем особо следует отметить слаженность оркестра и солиста. Исполнение было возвышенным и в то же время ясным и простым.
Симфония C-Dur Шуберта — одно из самых сложных произведений, на котором «ломали зубы» многие дирижеры,
включая Караяна и Фуртвенглера (Deutsche Grammophon, запись 1952). Удачные версии записей этой симфонии можно пересчитать по пальцам (Колин Дэвис и Штаатскапелла Дрездена, Карл Бём с Берлинскими филармониками, Гюнтер Ванд с оркестром радио Земли Северный Рейн — Вестфалия и Георг Шолти с Венскими филармониками). Мне также всегда казалось, что Девятая симфония Шуберта — это произведение для дирижеров, находящихся во второй половине жизни.
К счастью, мои опасения не подтвердились. Была представлена замечательная версия с оригинальными акцентами и прецизионной техникой. Минимальные придирки: первая часть симфонии Шуберта — слишком быстрые темпы.
В целом, исполнение исключительно понравилось — ясность, полиморфизм и величественность! Причем, следует отметить, что у Сохиева были очень понятные жесты-движения, ничего лишнего, тонко и точно!