Израильский филармонический оркестр

Israel Philharmonic Orchestra

Израильский филармонический оркестр / Israel Philharmonic Orchestra

Иногда кажется, что мир состоит из одних симфонических оркестров. И это, в сущности, хорошо, ибо знаменует тягу людей повсюду к идеальному мирозвучанию и мирозвучию – к человеческому согласию в оркестре Бытия.

Хороших, достойных Искусства оркестров, тем не менее, наперечет. И оценочные умозаключения от восприятия их творческих усилий ох как разнятся – критерии сами собой сообразуются с масштабом личности «судии» и модой, властвующей в определенной художественной среде.

Израильский филармонический – один из тех, что достойны Искусства, один из светлого круга «наперечет».

Израильский филармонический (изначально «Палестинский оркестр»), основанный по внутренней глубокой идее выдающимся скрипачом из Польши Брониславом Губерманом и выступивший впервые – под управлением Артуро Тосканини – более 75 лет назад в декабре 1936 года, посещает ныне столицу России со своим многолетним и неизменным художественным руководителем Зубином Метой, думаю, совсем не для того, чтобы «удивить» гламурным блеском напудренной отточенности и «потрясти» исполнительской манерой, затмевающей самою Музыку. Уверен, не для того.

Но для того только (могу уверенно предположить, исходя из некоторого личного концентрированного опыта восприятия игры этого уникального коллектива музыкантов с признанными художниками-дирижерами и солистами), чтобы с высоты великих творений произнести свое, исполненное подлинности в переживании Действительности, рожденное из Духа музыки звучащее Слово, обращающее нас к Чувству истины в нас самих.

К Духу музыки Израильский филармонический определенно причастен. «Эгмонта» и Седьмую симфонию Бетховена, композиционно расступившихся на полотне концерта, чтобы подготовить пространство и погрузить в поток вечного движения Первый фортепианный концерт Чайковского, – все эти сочинения связует увиденная-услышанная Зубином Метой и его оркестром сверкающая многоцветная нить.

«Она крепка, тонка, прозрачна и проста». Это из стихотворения Зинаиды Гиппиус «Нить» (1901), в котором есть и такие знаменательно провидческие строки: «Одно неясное привыкли мы ценить. / В запутанных узлах, с какой-то страстью ложной / Мы ищем тонкости, не веря, что возможно / Величье с простотой в душе соединить. / ...А тонкая душа – проста как эта нить».

Нам предстоит встретиться в этом московском концерте с тонкой душой Израильского филармонического оркестра, воспитанного Зубином Метой, общением с высокими мировыми мастерами и обретающего все новую энергию мастерства и чувства.

Мастерство здесь – инструмент художественного высказывания, устремленного к Духу музыки.

Здесь сознают, что (говоря неустаревающими словами Гоголя) «может существовать в искусстве его высшая ступень, свыше той, на которой оно стоит в нынешнем модном веке!»...

Не так легко обозначить «место приписки» Израильского филармонического: он, конечно, и собственно израильский, он и европейский, он и «русский» (немало артистов оркестра – выходцев из России). Русская исполнительская школа и культура оркестровой игры органично составили неповторимое художественное целое с европейской исполнительской традицией – и в характере оркестрового мышления, и во внутреннем самоощущении музыкантов.

Бронислав Губерман, задумывая коллектив как «оркестр солистов» собирал вокруг себя высокоталантливых музыкантов, что вынуждены были эмигрировать из Европы, спасаясь от фашизма.

Минувшие семь с половиной десятилетий укрепили доброе имя оркестра, привнесли новые качества в его искусство.

С нынешним Израильским филармоническим охотно и с успехом выступали и выступают выдающиеся дирижеры (среди них Леонард Бернстайн, Даниэль Баренбойм, Лорин Маазель, Валерий Гергиев...).

Без малого 45 лет творчески связан с Израильским филармоническим уроженец Бомбея, выдающийся дирижер Зубин Мета: с 1969-го он музыкальный консультант оркестра, с 1977-го – художественный руководитель, в 1981-м это звание присвоено ему пожизненно. В этом отношении Мета дает знак еще и еще раз вспомнить уникальный опыт великого русского дирижера Евгения Мравинского, который более полувека возглавлял всемирно прославленный оркестр Ленинградской филармонии.

И в чисто творческом отношении Зубин Мета, который глубоко чтит Мравинского, правомерно ассоциируется в моем сознании с дирижерским складом Мравинского – духовного мыслителя и страстного художника перед Ликом музыки, внушающего ее оркестру без «управляющего» насилия, но силой любви.

Я впервые увидел-услышал Зубина Мету, еще совсем молодого, на знаменитом музыкальном фестивале «Пражская весна» в самом начале 60-х годов. С тех пор слушал его многократно.

Мета не интерпретирует самого себя, но произведение. Его дар объективного «восчувствования» сочинения приближает нас к Духу музыки и позволяет вспомнить слова Э. Т. А. Гофмана из его рецензии на исполнение Четвертой симфонии Бетховена: «Настоящий музыкант весь живет творением, которое он воспринял в духе мастера, и в том же духе исполняет, пренебрегая желанием так или иначе выставить свою личность».

Личность при всем том открывается нам с лучшей стороны. Личность Зубина Меты – искреннего художника, поэта тона в произнесении музыкальной мысли, мудрого дирижера, преданного своим оркестрантам – неизменно обаятельна и необычна. Он внушает доверие...

Расположение московской публики к оркестру и дирижеру будет сегодня реять в воздухе Концертного зала имени П.И. Чайковского.

Андрей Золотов,
профессор, заслуженный деятель искусств РФ
(текст предоставлен Посольством Государства Израиль в Российской Федерации)

По материалам официального буклета юбилейных гастролей в Москве

реклама

вам может быть интересно

Шестёрка Творческие объединения
Беляевский кружок Творческие объединения

Публикации

Словарные статьи

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Русское хоровое общество Организации, учебные заведения
Нью-Йорк сити балле Балетные труппы
Шотландский балет Балетные труппы
Джульярдская школа Организации, учебные заведения
Болонская филармоническая академия Организации, учебные заведения
Бесплатная музыкальная школа Организации, учебные заведения
Штутгартский балет Балетные труппы

Реклама

Город

Тель-Авив

Год основания

1936

Тип

оркестры

просмотры: 4711
добавлено: 31.05.2012



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть