Концерт «Геннадий Рождественский и его ученики» в БЗК
Не сходить в свободный вечер на выступление Геннадия Рождественского, да к тому же всего за 50 рублей — откровенное жлобство, — и не убеждайте меня в обратном. Никакие отговорки, что половиной программы дирижировали два его ученика – Тимур Зангиев (прекрасно, кстати, дирижировал!) и Айрат Кашаев (фантастически просто дирижировал!), — в этой связи не принимаются, и даже если Вы каким-то чудом не знаете, кто такой Яков Кацнельсон, блестяще озвучивший сегодня виртуозное звуковое кружево трехчастной Музыки для фортепиано с оркестром Пауля Хиндемита, нет вам прощения, и спорить тут совершенно не о чем, ибо даже сложная программа концерта тут совершенно не при чем.
Конечно, теоретически в наши дни, когда выбор вечернего времяпрепровождения весьма широк даже у глубоко культурного человека, кривиться на такие фамилии, как Хиндемит, положим, не возбраняется, но вот Вебер (это тот самый Карл-Мария, не побоюсь этого слова, фон, из которого есть пошёл Рихард Вагнер и всё, что в нашем сознании связано с немецкой романтической оперой) в исполнении московских оркестров звучит не так чтобы регулярно и, чего греха таить, не так чтобы пристойно. И в этой связи участие Симфонического оркестра Московской консерватории в концерте с весьма непростой и нетривиальной программой могло вызвать скепсис только у человека, ни разу не слышавшего этот коллектив, который сам по себе достоин самого пристального внимания.
Уже в исполнении увертюры Вебера к спектаклю «Турандот» оркестр демонстрирует мощное собранное звучание, полифоническую цельность и какую-то академическую фундаментальность идеально подготовленного коллектива. Монолитная слаженность внутригруппового звучания органично выливается в общую отточенную графическую цельность, не нарушаемую не только в рискованных динамических крещендо Вебера, но и в контрапунктных инкрустациях Хиндемита. Порой создаётся ощущение, что оркестранты даже не отдают себе отчет в том, насколько сложные вещи они исполняют, потому что исполняют они это так же легко, как дышат, и эта виртуозная свобода окрыляет.
При всей тяжеловесности и акустической «грузности» произведений Пауля Хиндемита, из которых Концерт для деревянных духовых и арфы с оркестром сегодня прозвучал в России вообще впервые (!), музыканты под управлением Геннадия Рождественского умудряются передать сказочную наивность и романтическую красоту этой сложной для восприятия музыки. Переливающееся общее многоголосие сменяется медитативной напевностью духовых, окаймляющейся игольчатой дробью струнных. О духовых оркестра нужно сказать отдельно: это одна из самых культурных, корректных и эмоционально зажигательных духовых групп, которые мне довелось слышать не только в России, но и в Европе. В работе духовиков оркестра деловитая корректность звучания сочетается с мальчишеским задором и интерпретационной смелостью. Та бисерная вышивка, в которую превращают оркестранты вторую часть Симфонических метаморфоз тем Вебера (Turandot), написанных Хиндемитом в 1943 году, просто не поддаётся описанию: пунктирная вязь звуковых штрихов рельефна и точна, динамические крещендо бесподобны, да и лирическая напевность третьей части – Andantino – поражает своей интеллектуальной глубиной на фоне драматического напряжения звуковой «подложки» струнных…
Я сидел, слушал и изумлялся: оркестр, созданный по инициативе Геннадия Рождественского всего каких-то пять лет назад как «тренажёр» для подготовки студентов и аспирантов кафедры оперно-симфонического дирижирования, за короткое время превратился в один из самых достойных и интересных музыкальных коллективов столицы, среди которых только единицы и только по особому поводу смогут выдать такое качество исполнения, которое для Симфонического оркестра Московской консерватории на сегодняшний день, очевидно, является нормой...
В несколько ошарашенном состоянии я выходил из Большого зала консерватории и думал о том, что сегодня благодаря неутомимой активности Геннадия Николаевича Рождественского мне довелось с новой стороны узнать один из тех музыкальных коллективов, на выступления которых по-настоящему интересно ходить и качеством игры которых действительно может гордиться русская музыкальная школа. Спасибо!
Фото: РИА Новости