Несколько лет назад с Фестивалем «Амурская осень» мы отправились из Благовещенска в один из районных центров. Группа артистов выступала в местном Доме культуры. К нему-то и подъехали внушительного вида мужчины, оказавшиеся то ли охотниками, то ли рыбаками. Они неуверенно топтались у входа, а потом спросили: «А Алексей Булдаков приехал?» Актера на фестивале не было, и это очень расстроило группу охотников-рыболовов. «Ну вот, — сказали они. — А мы специально за ним приехали. Все подготовили. Охота (или рыбалка) будет знатная. И банька ждет. Может, вы вместо него поедете?» Вот такое неожиданное приглашение свалилось на кинокритика благодаря харизме Алексея Ивановича Булдакова.
Алексей Булдаков — любимец народа, он для него навеки Генерал: Иволгин, как в «Особенностях национальной охоты» (рыбалки или зимней охоты), или какой-то другой, тот человек в военной форме, что присутствует в клипе Ларисы Долиной «Погода в доме», где актер роскошно исполнил свою небольшую роль, так что невозможно разубедить наших сограждан в том, что он вовсе не муж Долиной по жизни. Генерал Иволгин из фильмов Александра Рогожкина про разнообразные нацособенности вознес актера на небывалый олимп популярности, но и стал для него капканом. Какую бы роль актер ни играл теперь, «Ну вы, блин, даете!» — его крест. Самое интересное, что ровно за год до выхода первой из этого цикла картины Булдаков, имевший солидную фильмографию (начал он сниматься в 1982 году), был человеком малоизвестным. Помню, как приехал он с картиной польского классика Ежи Кавалеровича «За что?» на Гатчинский кинофестиваль, а там его никто не знал, вплоть до дирекции. Но уже через год Генерал взорвал ситуацию.
26 марта Алексей Иванович Булдаков отметил 60-летие. Родился он в 1951 году в алтайском селе Макаровка, вырос в Павлодаре, где и начинал осваивать азы актерского дела в молодежной студии местного драмтеатра, а потом вошел в его труппу. Как классический актер, описанный еще Островским, колесил он потом по театрам страны. Работал в Рязани, Томске, Караганде, Театре-студии «Беларусьфильма», добрался до МХАТа имени М.Горького. Играл горьковского Сатина, Курослепова в «Горячем сердце» Островского, Труффальдино в «Слуге двух господ» Гольдони. Разочаровавшись, уходил из театра, работал на тракторном заводе, но меньше чем через полгода вернулся. Попробовал Алексей Иванович многое. В детстве моделировал авиатехнику, мечтал в небо полететь. Родителям помогал по хозяйству и сможет теперь выполнить любую крестьянскую работу. Он — известный мастер по изготовлению пельменей, блинчиков и пирожков, так что самая умелая хозяйка позавидует его искусству. Кроссворды разгадывает с лету, занимается этим даже в московских пробках, в то время как другие нервничают, теряя время на дорогах. Поет, на гитаре играет. Рыбак он тоже знатный. А уж тост сказать — тут равных нет. Генерал, помнится, пил «Ну, за искусство!», «За понимание!», «За разум!» Главное в этом деле — не слова, а интонация.
Приехал Алексей Булдаков в Москву — негде было жить, мыкался по вокзалам, ночевал с бомжами и по-человечески к ним относился. Гордыня ему вообще не свойственна, что в актерском цеху — редкость. Ассоциации с героями Островского приходят постоянно. Счастливцев или Несчастливцев Алексей Булдаков? По великодушию и широте души — Несчастливцев, а по тому, что в жизни улыбнулось и как сложилось, все-таки Счастливцев.
Светлана Хохрякова