В Москве начались гастроли American Ballet Theatre

"Тема с вариациями" Джорджа Баланчина считается одной из самых прекрасных в мире балетных постановок. 
Источник: Сайт Большого театра

29 марта на новой сцене Большого театра начались гастроли American Ballet Theatrе. Старейший в Америке балетный театр в последний раз побывал в Москве в 60-х годах, его гастроли стали одним из главных событий программы II Международного фестиваля Мстислава Ростроповича. Три вечера подряд ABT будет показывать четыре балета. Каждый из них так или иначе связан с Россией.

У национального достояния Америки, а именно так называют American Ballet Theatrе в родной стране, мощные русские корни. Его основала в 1939 году Люсия Чейз, ученица хореографа и танцовщика Большого театра Михаила Мордкина. Здесь ставил балеты Джордж Баланчин, c 1980 по 1990 год театр возглавлял Михаил Барышников. На сцене АВТ в разное время танцевали Рудольф Нуриев, Андрис Лиепа и Владимир Малахов. С 2009 года пост главного хореографа-резидента театра занимает Алексей Ратманский. Здесь постоянно работают российские солисты, кроме того, частенько выступают две приглашенные российские примы — Диана Вишнева из Мариинки и Наталья Осипова из Большого.

Классика от Баланчина

Создателем фирменного стиля АВТ считается Баланчин. Его балет «Тема с вариациями» (1947), который показывают в программе нынешних гастролей, понравится самым взыскательным любителям классических традиций. Баланчин воспел в нем классический балет. «Тема» идет всего 25 минут и очень похожа на традиционный спектакль в миниатюре. На сцене за это время успевают станцевать кордебалет, солисты и ведущая пара.

Изысканные движения танцоров выдержаны в духе классических балетных канонов. Балерины полны достоинства и одеты в пышные пачки. Партнеры их бережно поддерживают и оттеняют, выдвигая балерину на первый план. Глядя на старинные подсвечники, которые украшают декорацию, чувствуешь себя так, будто тебя на машине времени отправили в далекое прошлое, на представление Императорского театра, а хореографов-экспериментаторов просто не существует в природе.

Моряки на берегу

«Тема с вариациями» способна внушить священный трепет человеку, впервые побывавшему на балете. Зато ему наверняка понравится другой балет гастрольной программы — «Матросы на берегу» Джерома Роббинса, тоже поставленный в 40-х годах. Роббинс, известный у нас как постановщик танцев к киномюзиклу «Вестсайдская история», тоже имеет к России прямое отношение. Он — сын еврейских эмигрантов из России и урожденный Рабинович.

Его балет «Матросы на берегу» на музыку Леонарда Бернстайна — смешная и незатейливая история о том, как три сошедших на берег моряка выпивают в баре, а потом пытаются закадрить одну из проходящих мимо девиц. Но морякам тотально не везет: им не удается понравиться ни одной из девушек, и они ввязываются в драку.

Роббинс экспериментирует с жанрами, соединяя в своей хореографии акробатику и танцы разных стилей, чередуя джаз-танец и сугубо балетные па. Танцоры в некоторые моменты играют как заправские актеры и выглядят так же выразительно, как их коллеги из драматического театра.

Балет для Ростроповича

«Тема с вариациями» и «Матросы на берегу» вошли в историю АБТ. То, в каком стиле театр работает сегодня, понимаешь, посмотрев две недавние премьеры: балет «Семь сонат» Алексея Ратманского и «Тройку» Бенджамина Миллепье. Премьера балета Миллепье состоялась в Москве, он поставил его специально для фестиваля и посвятил Мстиславу Ростроповичу.

Начинающий хореограф Миллепье пока больше известен широкой публике как киноперсонаж и герой светской хроники. Он сыграл партнера Натали Портман в фильме «Черный лебедь», теперь Миллепье – ее жених и отец будущего ребенка.

В его балете «Тройка» три танцора двигаются под живой аккомпанемент виолончелиста, сидящего на авансцене. На виолончели во время московских гастролей АВТ играет Александр Князев. Он исполняет любимые произведения Ростроповича — фрагменты из Сюиты № 2 d-moll и Сюиты № 3 C-dur для виолончели соло Иоганна Себастьяна Баха.

Глядя на движения танцоров, трудно угадать, что балет посвящен именно Ростроповичу. Герои «Тройки» — три парня в современных костюмах, танцующие босиком, то исполняют классические па, то переходят на современную хореографию. Тема балета — взаимоотношения в компании друзей, задушевные беседы и шуточные потасовки. Задора и энергии у танцоров не меньше, чем у героев «Матросов». Одну из сольных партий исполняет танцовщик России Даниил Симкин, неуловимо напоминающий тинейджера.

Ожившая музыка

Балет Алексея Ратманского «Семь сонат» на музыку Скарлатти тоже идет под живой аккомпанемент. Звуки рояля дополняют изящные движения исполнителей. Композиция балета построена по принципу зеркального отражения. Танец для шести танцоров распадается на соло и дуэты, чтобы в финале на сцену снова вышла вся шестерка. Взаимоотношения между героями едва намечены, сюжета в привычном понимании этого слова в балете нет.

Ратманский специально приехал в Москву, чтобы перенести «Семь сонат» на сцену Большого. Хореограф развивает в «Сонатах» принципы классического балета, а танцоры движутся так непринужденно и легко, что впору сравнить их перемещения по сцене с музыкальными звуками. Как и в «Анне Карениной», недавно показанной в рамках «Золотой маски», Ратманский в «Сонатах» очень осторожен и сдержан. Свойственная ему ирония проявляется всего в нескольких моментах. К примеру, в одной из сцен танцоры «веночком» укладываются на пол.

Гастроли АВТ собрали лучшее, что есть сейчас в американском балете. Приезд театра станет главным событием нынешнего балетного сезона.

Ольга Романцова

реклама