Академический симфонический оркестр Московской филармонии под руководством Юрия Симонова представил программу из произведений старого и нового романтизма. Вечер прошел в КЗЧ в рамках Фестиваля «Русская зима».
Главным событием стала мировая премьера 27-й, «Лирической» (2009), симфонии Сергея Слонимского. Она посвящена памяти Николая Мясковского. В этой связи неслучаен ее порядковый номер: ведь Мясковский — автор двадцати семи симфоний, и именно число 27 натолкнуло Слонимского на мысли о композиторе, творчество которого ему близко с юности. Интересно, что на недавно завершившемся Фестивале «Московская осень» похожая история приключилась с 40-й симфонией Моцарта: Мераб Гагнидзе написал свою 40-ю по счету симфонию с цитатами из соответствующей симфонии Моцарта. Сергей Слонимский в аналогичной творческой ситуации работал тоньше: прямых цитат не было, зато стилистика Мясковского, в том числе его последней симфонии, просвечивала сквозь стиль Слонимского довольно явно и практически везде.
27-я симфония Сергея Слонимского написана в русле той тенденции, которая представляет собой антиавангард. Композиторы этого движения вполне комфортно чувствуют себя в эпохе романтизма и постромантизма и не стремятся к открытиям в области средств. И это вовсе не постмодернизм с его интертекстуальным диалогом и нередко иронией, а именно вживание в музыку предыдущих эпох без какой-либо дистанции по отношению к ней. Это не нео, а, скорее, ретро. Из недавних московских премьер в том же русле написана, скажем, композиция «Восхищение» для струнного оркестра Романа Леденёва, посвященная памяти П.И.Чайковского.
«В нашем оркестре есть традиция каждый год представлять публике новое, только что написанное сочинение, — говорит Юрий Симонов, — и когда год назад мы выбирали это произведение и Сергей Михайлович сыграл мне свою 27-ю симфонию дома на рояле, я сразу понял, что это высокопрофессиональная музыка, которая непременно должна быть исполнена». Сам автор очень доволен исполнением: «Я просто потрясен художественной глубиной и тонкостью работы. Новая партитура отрепетирована так, как будто это классика. Моя премьера попала в смешанную программу, и такие программы я больше всего люблю. Я считаю, что современная музыка должна выйти из резервации и достойно звучать рядом с классикой, выдерживая это соседство».
В невероятно точном и адекватном композиторским идеям исполнении АСО под управлением его главного дирижера также прозвучали Увертюра к опере «Эврианта» Вебера и Третий фортепианный концерт Рахманинова, где солировал Борис Березовский. Судя по горячему приему публики, шли прежде всего на Березовского — пианиста спортивной кондиции и специфического темперамента, который можно определить как «холодный огонь».
Ирина Северина