Фаворит конкурса «Мариинка II» — американский архитектор

Эрик Оуэн Мосс (Eric Owen Moss)

Международный архитектурный конкурс на проект нового здания Мариинского театра ("Мариинский II") вступил в завершающую фазу. Вчера в Академии художеств широкой публике были представлены 11 финальных проектов участников.

Задолго до открытия выставки проектов-финалистов в актовом здании Академии художеств яблоку негде было упасть. Петербургские архитекторы, художники, руководители театров и концертных залов, чиновники всех уровней, студенты заполнили все пространство зала. В 14.15 в зал вошли руководитель Мариинки Валерий Гергиев и губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев.

Выставку открыл главный архитектор города Олег Харченко. 'Участники показали все свои способности и выложились полностью, - рассказал он. - У нас теперь есть что обсуждать и есть из чего выбирать'.
Главный заказчик объекта 'Мариинский II' Валерий Гергиев поблагодарил 'москвичей, петербуржцев и энтузиастов, работавших над созданием выставки проектов новой Мариинки'. Глава театра выразил уверенность в том, что театр необходимо развивать, для чего и был организован этот конкурс. «Я предчувствую удовольствие от детального знакомства со всеми работами. Слава Богу, процедура выбора с самого начала не была скучной. И сейчас мы не скучаем", - признался дирижер.

Губернатор Владимир Яковлев в своей речи подчеркнул идею прозрачности выбора проекта-победителя: 'Мы хотим, чтобы горожане выразили свое мнение по результатам международного архитектурного конкурса, который проводится в нашей стране впервые после 1931 года' (тогда подобный конкурс - на лучшее архитектурное решение Дворца Советов - в котором участвовал Ле Корбюзье, проводился в Москве).

Наконец, ко всеобщему удовольствию, Олег Харченко предложил открыть выставку, и поток посетителей влился в Тициановский зал академии. С трудом преодолевая сопротивление толпы, к алой ленточке пробрались Валерий Гергиев, Владимир Яковлев и ректор Санкт-Петербургского госуниверситета Людмила Вербицкая. Руководитель Мариинки первым отхватил золотыми ножницами часть ленточки. Людмила Вербицкая долго не могла совладать с инструментом, и Владимир Яковлев пришел на помощь даме, резанув по атласу и за себя, и за нее.

По регламенту конкурса каждый участник должен был представить поэтажный план нового здания Мариинского театра, общий эскиз проекта и объемную модель. Однако все соискатели победы не ограничились перечисленными моделями и добавили еще и компьютерную анимацию - на мониторах можно было посмотреть 'мультик' о каждом проекте.

Требования к проекту, разработанные городской администрацией, службами главного архитектора Петербурга, КГИОП и другими ведомствами, были очень жесткими и не предусматривали никаких 'творческих' компромиссов.

Однако каждый участник сумел разглядеть в этих цифрах 'свой' Мариинский театр.

В проекте Араты Исозаки (Arata Isozaki) будущее Мариинки предстает в конструктивистских простых геометрических формах, кое-где акцентированных яркими вкраплениями желтых, красных, синих и черных вытянутых прямоугольников. Петербуржец Сергей Киселев соединил 'прошлое' и 'будущее' Мариинского театра огромным стеклянным тоннелем, сделав две сцены единым театральным комплексом. У этого проекта как минимум два оригинальных решения - небольшая башня с позолоченным шпилем, который повторяет шпиль Морского собора, и специальный VIP-подъезд для особо важных посетителей: по нему можно подняться в здание прямо от набережной канала Грибоедова, прибыв сюда на катере.

Негласный фаворит конкурса Эрик Оуэн Мосс (Eric Owen Moss) выставил проект, с которого, собственно, и начался международный конкурс. Футуристический проект строительства и реконструкции комплекса зданий Мариинки, подготовленный американцем для театра Валерия Гергиева около полутора лет назад, получил резко негативную оценку городской администрации и определение 'мешок мусора' из уст самого губернатора.

Вообще Яковлев, как и положено, после краткого осмотра дал оценку выставке первым. Почти бегом пробежавшись по залу, он заявил: 'Проекты очень интересные, яркие, неожиданные. Конечно, сделать свой выбор так сразу не получится. Надо сюда прийти еще раз, все внимательнейшим образом осмотреть, понять замысел создателей. Я призываю всех горожан ознакомиться с проектами и высказать свое мнение об увиденном. Ведь их мнение тоже будет играть свою роль'.

Валерий Гергиев на осмотре выставки много и охотно комментировал свой взгляд на 'вторую сцену' Мариинки: 'Почему вторая сцена? Потому что творческий потенциал перерос технические возможности, которыми мы располагаем на сегодняшний день. Даже не самые сложные в техническом плане постановки оборачиваются тем, что Мариинка закрывается на 10-15 дней. Это ведет к простою одной из лучших в мире оперных и балетных трупп'. Дольше всего он задержался возле двух стендов - с проектами Сергея Киселева и Доминика Перро (Dominique Perrot). Последний предложил накрыть корпус новой сцены огромной позолоченной сетью, превратив все здание в одну сплошную метафору гигантского самородка - и золота, и человеческого таланта.

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский поделился своими первыми впечатлениями: 'Работы очень тонко и бережно обращаются с городской средой исторического центра. Мы увидели здесь много интересных решений, достойных любой европейской столицы. Не представляем, как будет делать свой выбор жюри - достойных сильных работ очень много'.

В книге отзывов уже после получаса работы выставки появились первые записи: 'Больше всего понравился проект бюро С. Киселева. Очень хочется, чтобы этот проект украсил наш город', 'Безусловно Moss! Оригинально и светло!', 'К сожалению, все проекты по уровню организации сцены - это XVIII век. А ведь театр мы строим в XXI веке. Необходимо учесть кибернетическую технику, возможности погружения в кибернетическую среду. Институт артоники', 'Первое место, это очевидно, у Доминика Перро!', 'Огромное наслаждение любоваться лучшими творениями лучших зодчих мира. Рейнберг+Шаров, Земцов и Кондиайн, Мосс! Великолепно!'.

Как сообщил Олег Харченко, отзывов ожидается на несколько десятков увесистых томов. 'Мы столкнулись с проблемой, как объяснить членам жюри, что никто не собирается влиять на их решение. Я могу гарантировать, что мнение горожан обязательно будет доведено до каждого члена жюри'.

Окончательное решение жюри должно быть вынесено не позднее 28 июня 2003 года. Строительство второго здания Мариинки должно закончиться в 2008-2010 гг.

СПРАВКА

Международный архитектурный конкурс на проект нового здания Мариинского театра (ГАМТ) организован Министерством культуры РФ в рамках осуществления государственной программы реставрации, реконструкции и развития Мариинского театра и проходит при поддержке администрации Санкт-Петербурга и Академии живописи, скульптуры и архитектуры Санкт-Петербурга. Выставка проектов-финалистов 'Мариинского II' была назначена на 12 мая, однако из-за юбилейных торжеств ее перенесли на более поздний срок. Как сообщили в оргкомитете конкурса, «это было сделано для того, чтобы его важность не осталась незамеченной для городской общественности за большим количеством юбилейных мероприятий".

Александр Быстрых

реклама