Премьера фильма «Похороните меня за плинтусом»
В Доме кино в Москве состоялась премьера фильма Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом» по мотивам одноименной повести Павла Санаева. Опубликованная несколько лет назад, она произвела сильнейшее впечатление еще и потому, что ее автор — сын актрисы Елены Санаевой, внук народного артиста Всеволода Санаева, воспитанный отчимом Роланом Быковым, написал о собственном детстве. Но стоит, наверное, вспомнить слова, с которых начинается совсем другой роман — «Исповедь сына века» Альфреда де Мюссе, а с ним невольно сравнивают повесть Санаева, как и с «Исповедью» Жана Жака Руссо: «Чтобы написать историю своей жизни, надо сначала прожить эту жизнь, поэтому я пишу не о себе». В какой степени написанное сорокалетним режиссером и писателем Павлом Санаевым — абсолютная правда, и насколько тут совмещены реальность и вымысел, знают только он сам и его близкие. Фильм Сергея Снежкина получился гораздо жестче, чем повесть. Круг действующих лиц замкнулся фактически на пятерых — мальчике Саше Савельеве, живущем с деспотичной бабушкой, его деде, который тоже жесток, но при этом зависим от своей жены, существующих на расстоянии мамы и ее возлюбленного дяди Толи. В повести у ребенка все-таки есть возможность хоть иногда вырваться за пределы очерченного круга, самостоятельно погулять, пообщаться с друзьями, поехать с дедушкой и бабушкой в санаторий. В киноверсии Саша — просто жертва, замкнутая в пределах квартиры, учится он дома, в школу не ходит по болезни, общается только с врачами, имея устрашающий диагноз — муковисцидоз.
У Сергея Снежкина давно уж не было столь сильной работы. Да и Светлана Крючкова, сыгравшая роль бабушки, давно не имела возможности проявить столь мощно свой актерский дар. Алексей Петренко в роли народного артиста, живущего странной и мучительной, в сущности, жизнью, совсем не соответствующей его статусу любимца миллионов, также впервые за долгие годы поразил достоверностью своего героя. «Карлик-кровопийца», мечтающий обобрать семейство Савельевых (в этом убеждает внука бабушка), блестяще сыгран Константином Воробьевым, его самобытная актерская природа не всегда использовалась должным образом. Мария Шукшина заставила нас забыть о том, что она телеведущая, медийное лицо, и нежно сыграла роль Сашиной мамы, практически не имеющей возможности встречаться с сыном. Опять-таки у Снежкина все это страшнее, безвыходнее, и современному человеку совсем уж непонятно, что там происходило в этой убогой советской действительности, что невозможно было отстоять право на своего ребенка. Саша Дробитько, сыгравший главную роль, настоящая находка. Внешне он похож на автора повести, чья детская фотография была опубликована. Способный ребенок и очень точно подобранный по типажу юный артист: маленький, печальный и одинокий старичок с затравленным лицом.
Практически весь фильм не смолкает брань, которой награждает внука, деда, отсутствующую дочь бабушка. Светлана Крючкова — смелая актриса, ей нестрашно быть старой, некрасивой и неряшливой. Посмотрев на все бесчинства ее героини, зритель ужаснется и, возможно, не поверит, что такое вообще возможно. Но как напишет в книге Павел Санаев, что, даже если все это выглядит неправдоподобно, именно так бабушка и ругалась каждый день и почти каждый час. Попытка неудавшегося бегства из этого ада, предпринятая ребенком, которой в повести, по-моему, нет, — одна из сильнейших сцен фильма. Сценарист А.Демин и сам режиссер повесть перекроили, не следовали буквально написанному, но при этом удивительным образом сохранили ее дух. Великолепными получились сцены, где герои Шукшиной и Воробьева отбывают время в кафе, ожидая, что вот-вот привезут от врача Сашу. Они танцуют, играют в детскую игру, и столько в этом любви. Даже песцовая шапка советских времен на голове Марии Шукшиной, то, как она ее носит, создает особое настроение. Говорят, что Елене Санаевой предлагали роль в этом фильме, но она от нее отказалась. Удивительно, что вообще книга ее сына вышла в свет. И Павел Санаев решился открыть миру какую-то часть своей жизни, и его мама не воспрепятствовала этому. Очень смелый шаг и небывалая откровенность даже при допущении, что любое художественное произведение — отчасти вымысел.
Светлана Хохрякова