Узнать оленя

Петербургский детский музыкальный театр «Карамболь» показал премьеру мюзикла по сказке Карло Гоцци «Король-олень».

Жанр детского мюзикла-сказки для этого театра программный. Но даже при такой узкой специализации в афише почти два десятка спектаклей. А поскольку собственное название театр производит от бильярдного термина, то это направление — действительно точный удар. Правда, для собственной сцены этого недостаточно, и «Карамболь» со времени основания в сезон 1989/90 года выступает на арендованных площадках. Удивительно, что при этом в составе труппы оркестр и даже детская студия.

«Карамболь» работает «на узнавание». Здесь постановщики с именами: Кирилл Черноземов, Олег Леваков, Семен Спивак, Юрий Александров. Спектакли на основе известных сюжетов: «Мэри Поппинс», «Человек-амфибия», «Приключения Буратино». У большинства постановок есть музыкальный, в том числе в киноформате, предшественник. Таков и «Король-олень».

Мюзикл поставлен по либретто Вадима Коростылева, точнее, по его сценарию для фильма по сказке Гоцци, снятому Павлом Арсеновым в 1970 году. В главных ролях снимались Юрий Яковлев, Елена Соловей, Сергей Юрский, Олег Табаков, Олег Ефремов. Музыка Микаэла Таривердиева к фильму, дополненная другими произведениями композитора, стала основой «карамбольного» мюзикла.

Особыми изысками мюзикл не блистает. Актеры не слишком музыкальны — пение здесь такое, что в обычном, не музыкального направления драматическом театре, бывает интереснее. К тому же им и оркестру дополнительно портит дело подзвучка — она в мюзик-холле просто убийственная. Актерская игра ходульная (очевидно, именно так артисты представляют себе комедию масок). Роли вообще выглядят распределенными не по соответствию, а по необходимости занять наличный состав труппы. Король Дерамо Андрея Котова несколько солиден для молодого неженатого короля. Его возлюбленная Анджела у Юлии Надервель похожа на циничную особу, у которой в творческом багаже и огонь, и вода, и еще много чего. В ее наивность и искреннюю любовь поверить сложно и без смеющейся статуи. Два комических антагониста — министры короля, один грубый и агрессивный, другой — одуванчик. Но, если бы не текст роли, отличить одного от другого затруднительно. И вряд ли кто после спектакля вспомнит про Чиголотти, который у Гоцци в современном понимании ведущий программы.

Режиссер же, хотя Юрию Александрову как никому идет этот жанр, отказался от яркой буффонады и, похоже, старался проявить благовоспитанность в оглядке на детскую аудиторию. Балаганных штучек в «Короле-олене» нет, все в меру интеллигентно, спокойно, чинно. Оформление Эмиля Капелюша узнаваемо (с переходом в однообразие приемов). Художник любит «частоколы» на сцене, и артисты возят по сцене «полумесяцы» или карабкаются на них — то ли велосипеды без педалей, то ли такие кресла-лестницы на колесиках. Хореограф Владимир Романовский тоже не стал загружаться и поставил необязательную подтанцовку.

Но — «достойны снисхожденья». Зал полон. На дворе школьные каникулы. Публика не скучает, хотя первое действие идет целый час, аплодирует после спектакля вполне искренне. Откровенная театральность, которую все же воспроизводят на сцене, привлекательна. А поскольку она еще и напоминает реалии сегодняшнего дня, работает на узнавание, — это беспроигрышный прием. Чего стоит один только олень, основную часть костюма которого составляет огромная бутафорская голова, надеваемая на актера, — чем не разгуливающие по улицам рекламные гамбургеры. Интермедии в исполнении артистов детской студии вообще заведомо привлекательны: зрителю импонирует на сцене свое подобие. Музыка Таривердиева для ушей, привыкших к звуковой каше разного качества, доступна и в то же время качественна. К тому же у его мелодий все данные шлягера. А у взрослых есть повод вспомнить тот самый фильм — и тоже получить удовольствие. От воспоминаний.

Ирина Губская

реклама