«Мы оценивали только уровень игры»

Асир Розенберг

Результаты прослушиваний и состав жюри II Международного конкурса пианистов имени Святослава Рихтера были объявлены в четверг. Его главная особенность - открытость для зрелых музыкантов: возраст участников ограничивается нижней планкой - 23 года. О подготовке и перспективах конкурса в интервью Илье Овчинникову рассказал Асир Розенберг - директор Благотворительного фонда конкурса имени Рихтера.

Чем второй конкурс отличается от первого?

Главное различие между предстоящим и прошедшим конкурсами связано с составом жюри: среди его членов не будет "играющих тренеров". Этого пытаются достичь многие конкурсы, но нам это удалось сделать первыми. В жюри есть критики, есть играющие музыканты, в том числе пианисты, но преподавателей специального фортепиано нет. Есть, например, Ральф Готони и Тамаш Вазари, но оба преподают только камерную музыку. Мы надеемся таким образом избежать необъективности жюри. А должности председателя, как и в прошлый раз, вообще нет. Элисо Вирсаладзе - президент Благотворительного фонда конкурса, с ее помощью формировалось жюри, вырабатывались условия конкурса.

Помогает ли конкурс победителям двигаться дальше?

Это очень важный для нас вопрос. Эльдар Небольсин был хорошо известен и до победы на первом конкурсе. Но после конкурса у него началась особенно активная жизнь. Вышло несколько дисков (сейчас он записал все прелюдии Рахманинова, два концерта Листа и вскоре выпускает диск с сочинениями Шопена), состоялся ряд концертов в России и за рубежом. Макото Уэно, разделивший с Яковом Кацнельсоном вторую премию, скоро выступает на фестивале имени Нейгауза в Саратове, а также в Латвии и Норвегии. Надеюсь, теперь с помощью Министерства культуры и Госконцерта решать подобные задачи будет проще. Есть договоренность о выпуске записей победителя второго конкурса. Сохранится и периодичность конкурса - раз в три года: мы уже объявили о третьем конкурсе в 2011 году.

А как вы видите свой конкурс в сравнении, скажем, с прошлогодним конкурсом имени Чайковского?

Болезни конкурса Чайковского - такие же, как и у всех остальных конкурсов. Мы и хотим уйти от проблем, вообще существующих в конкурсном деле. У нас, кажется, оправдала себя идея свободного выбора программы для первого тура. Одна из участниц представила на первый тур две тетради прелюдий Дебюсси: то есть слушатели придут фактически на сольный концерт.

Можно ли ожидать сюрпризов наподобие того, каким стало появление на прошлом конкурсе 58-летнего Вадима Сахарова?

Да, среди участников второго конкурса будут два пианиста солидного возраста, достойные внимания. Одного из них зовут Франц Эйхбергер. Дать сцену немолодым музыкантам для нас не самоцель. Просто среди них есть достойные исполнители, которые не слишком известны. Получив документы Эйхбергера, мы просто ахнули, но его запись расставила все точки над i. А среди музыкантов, рекомендовавших его нам, оказался дирижер Вольфганг Заваллиш. Хотя рекомендации и не гарантируют прохождения на конкурс.

Какие страны представлены на конкурсе наиболее широко?

Из 35 участников - 12 из России. То есть треть. Когда на наших международных конкурсах большинство участников - из России, это отталкивает исполнителей из других стран. Хотя, повторяю, мы оценивали только уровень игры. Члены отборочной комиссии работали душа в душу, расхождений почти что не было.

Илья Овчинников

реклама