Анук Эме: женщина-сфинкс

Анук Эме

Анук Эме — 75

Вот такую нешуточную дату замечательной французской актрисы будет завтра отмечать европейский кинематограф. С трудом верится, что героиня Анук Эме Анн Готье из незабываемой ленты Лелуша «Мужчина и женщина» явилась миру сорок один год назад.

Анук Эме и сегодня преуспевает в профессии. Она редко дает интервью, не говорит «милых глупостей», подобно многим голливудским звездам. Собственно, к Голливуду она имеет мало отношения — всю жизнь снималась в Европе. Видимо, сознательно. Ее лицо мало изменилось, сохранило черты той неповторимой изысканной женщины с улыбкой мудрого сфинкса, женщины-загадки. Эме слыла интеллигентной актрисой, но режиссеры редко давали ей роли интеллектуалок. Необычная, неразгаданная женственность привлекала их гораздо больше.

В жизни Франсуаз Дрейфус, таково настоящее имя актрисы, не было ничего случайного. Она родилась в семье актеров Женевьев Сориа и Анри Мюррея, сознательно, без принуждения пошла учиться — сначала танцу, рассчитывая стать балериной, потом актерскому мастерству в престижной театральной школе Лондона. В 13 лет раз и навсегда избавилась от слишком говорящей (о еврейском происхождении) фамилии Дрейфус, попросив указать ее имя в титрах фильма Анри Калефа «Дом у моря», в котором она дебютировала в столь раннем возрасте, просто как «Анук». В шестнадцать лет к Анук добавилось определение Эме («любимая», от французского «aimОe»). Конечно, была игра слов — псевдоним сочинялся под фильм «Веронские любовники» Андре Кайата, где Эме сыграла Джорджию — девушку-актрису, чья судьба трагически переплетается с судьбой шекспировской Джульетты.

С выходом на экраны этого фильма Анук Эме проснулась знаменитой — снялась у известного режиссера в компании звезд первой величины: Пьера Брассера и Сержа Реджани. Анук была не по годам толковой девочкой — ее тянуло только к умным режиссерам и хорошим сценариям. В результате в тех скупых фразах, которыми актриса одаривала журналистов, есть одна важная, и она о многом говорит. «Я никогда не работала с неинтересным мне режиссером и никогда не соглашалась сниматься, если чувствовала, что сценарий слабый», — рассказывает Эме.

Это правда. После Кайата ее снял в «Багровом занавесе» Астрюк, а в культовом «Монпарнасе, 19» Жака Бекера она сыграла подругу Амедео Модильяни Жанну Эбютерн. Партнером был Жерар Филип. Снималась она у Де Броки, Дювивье, Дельво, Де Сика. Две знаковые роли у Феллини — уставшая от светской мишуры неординарная красавица Маддалена в «Сладкой жизни» и роль забитой жены в «Восемь с половиной».

Успех фильма Лелуша, который принес сумасшедшую международную популярность Эме и Трентиньяну, оба артиста объясняют удачным совпадением времени — 1966 год, места — курорт Довиль (Франция), людей и планет. После этого фильма оба артиста снялись еще в десятке лент не менее успешных, но киномир прочно заложил в свою память именно эту историю мужчины и женщины.

Эме играла несколько лет в театре, но сейчас снова сосредоточена на кино — снимается примерно в одном фильме в год. Из последних удач — роль в фильме Олтмена «Высокая мода» и эпизодическая, но очень выразительная роль в исторической мелодраме о Наполеоне (Жерар Депардье). Личная жизнь актрисы, не слишком удачная поначалу, не выносилась на страницы газет — она не комментировала свои многочисленные браки и разводы и только недавно стала появляться на людях в обществе взрослого внука, которого воспитала как сына.

Говорить и писать об актрисе, чье имя всегда значится только рядом с настоящими событиями в мире искусства, невероятно приятно, тем более приятно поздравлять ее с такой значимой датой.

Александра Германова

реклама