Как известно, литовскую кинематографию страна советская узнала по великому фильму Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать». Три актера, Будрайтис, Банионис и Адомайтис, вскоре после выхода картины, ставшей событием всесоюзного значения, стали звездами.
У Адомайтиса здесь манкая для актера роль: его Донатас Локис — бунтарь и анархист, жаждущий мести и рвущийся в бой, не разбирая дороги и не задумываясь о тактике. Ах, как же красив он был в своей бесшабашной удали! Но «крестный отец» в кино Жалакявичюс не случайно полагал, что таких сломать легче всего. Смелость при непонимании ситуации в целом, несовпадение внешнего и внутреннего — эта тема на долгие годы станет для актера своей. Эдмонд в «Короле Лире» Г.Козинцева, Бронюс из «Игр взрослых людей», герои «Чувств» и «Аварии», даже Орландо из «Кентавров» — все это были герои надломленные, разрушающие прежде всего самих себя.
А вообще роли Регимантаса Адомайтиса, сыгранные им в театре (почти тридцать лет проработал актер в Национальном театре Вильнюса) и кино, очень разнообразны. Герои его отмечены то комической, то трагической интонацией. Первая профессия актера — физик — приучила его мыслить логически, выработала способность анализировать явления, а позже пробудила и интерес к душе человека, к самой сути его поведения.
Один из самых элегантных мужчин Литвы, он еще в советское время переиграл тучу иностранных красавцев, на роли которых наш экран щедро зазывал прибалтийских актеров. Адомайтис играл отрицательных персонажей, оставаясь обаятельным, своим. Таковы и бандиты из «Миража» и «Треста, который лопнул», следователь из «Жизнь прекрасна», капиталисты из телефильма «Богач, бедняк...», «Американской трагедии» и картины «Медовый месяц в Америке». Надежные, крепкие, породистые мачо-аристократы. Практически наш голливудский образец.
Сегодня у народного артиста СССР, пенсионера, работы на родине немного. Зато крепкая семья, три сына (все выше его, богатырского роста), четверо внуков. Он бывает в России, встречается с друзьями, а мы можем пересматривать богатейшую фильмографию не без чувства светлой ностальгии.
Рита Ларсина