В Мюнхене творится что-то невообразимое. Весь город обклеен оперными афишами — а с них глядит на прохожих брутальный тип, чья внешность с трудом ассоциируется с оперной сценой, и особенно с барочной музыкой. Тем не менее речь идет именно о спектакле Баварской государственной оперы и приглашенной из Америки звезде — Дэвиде Дэниэлсе, контратеноре.
Туристы спешат к величественному зданию оперы, следуя по афишам как по компасу. Но страждут они напрасно — билетов в продаже давно нет. Я не поленилась осведомиться в кассе, на какое число можно купить билет — выяснилось, что только на конец февраля, а последнего «Орландо» с участием Дэвида Дэниэлса дают, увы, 4 февраля. Эйфория объяснимая, так как, во-первых, премьерный «Орландо» прогремел на последнем Мюнхенском фестивале, во-вторых, спектакли Дэниэлса — всегда событие в Мюнхене, да и в Европе, пожалуй, тоже. Критика у этого спектакля в постановке Дэвида Олдена была не особенно хорошая — режиссер переборщил с милитаристскими аллюзиями и одновременно съехал в мелодраму. Успех проекту принес Дэниэлс — уже на протяжении нескольких лет он является главной приглашенной звездой в операх Генделя, которые регулярно появляются в репертуаре Баварской Оперы.
Партия Орландо пришла к Дэниэлсу в самый расцвет карьеры — незадолго до премьеры в Мюнхене ему исполнилось сорок. Можно подвести некоторую черту. Дэвид Дэниэлс относится к той породе людей, которые публично редко ссылаются на Фортуну как на божество-помощника. Карьера певца идет по строго выстроенному плану — без курьезов и неожиданностей. В этом смысле он мало чем отличается от американских коллег-бизнесменов.
Дэвид вырос в Америке в семье певцов-педагогов, с пяти лет начал слушать оперные записи, а в семь был уже на всю жизнь влюблен в пение, причем самое изысканное. Среди его кумиров были только певицы — Леонтин Прайс, например. Он очень рано узнал о существовании альтового репертуара для мужского голоса и стал его осваивать, так как только в нем чувствовал себя комфортно. Чтобы потешить тщеславие родителей, которые бредили о теноровой славе сына, окончил консерваторию как тенор. Однако вскоре вернулся в любимую альтовую среду, смертельно разочаровав родителей. Выход Дэниэлса в свет совпал с международным бумом барочной музыки — и молодой контратенор вошел в новый мир уверенной походкой. С одним только «Юлием Цезарем» певец объехал весь мир. Он стал первым контратенором, который выступил в консервативном Карнеги-холл в 2002 году, подтвердив тем самым, что певцы с женскими голосами стали равноправными членами музыкального сообщества.
Что же касается жесткой дисциплины в области карьеры, то это видно по его репертуару. Артист старается не отдаляться от прямого назначения своего голоса, не стесняясь рассказывает о неудачах, постигших его на репетициях тенорового или сопранового репертуара XIX века. Гендель написал столько сценариев, что жизни не хватит охватить все. Так зачем же искать на стороне, когда можно петь и играть Генделя?
Если бы певец снимался в кино, то это были бы фильмы о Джеймсе Бонде или других брутальных героях нашего времени. Полные приключений оперы Генделя — среда, в которой Дэниэлс живет. Прилежно записывая диски в камерных студиях, он неизменно предпочитает большие фестивальные площадки, где оперному атлету можно развернуться. Во всех интервью он, подобно другим певцам, видимо, из солидарности, ругает авангардных радикальных режиссеров, но за пятнадцать лет, что он на сцене, у артиста не было ни ссор, ни конфликтов с последними. Дэниэлс — на редкость современный человек.
Незадолго до «Орландо» осуществилась другая мечта певца — наконец-то он вышел в сценической версии «Орфея и Эвридики» Глюка в Лирической Опере Чикаго.
Из Мюнхена Дэниэлс отправится в турне по городам Европы с концертной программой (Скарлатти, Монтеверди), а в апреле и мае покажет в Метрополитен-опера Юлия Цезаря и Орфея.
Александра Германова