«Ветка сирени» от Павла Лунгина
Фильм Павла Лунгина «Ветка сирени» был запущен компанией «Тема Продакшн» в производство без исполнителя главной роли. Непросто было найти актера, который — практически впервые — воплотил бы на экране образ Сергея Рахманинова, человека, принадлежавшего России рождением и всей душой и прожившего огромную часть жизни в эмиграции. Художника, чьи безграничные возможности, сильная воля и свободный дух никоим образом не могли уложиться в рамки, которые ему могла бы предложить (если бы позволила остаться в живых) советская власть. В начале картины, выйдя на сцену американского Карнеги-холл, он отказывается играть в присутствии советского посла, олицетворяющего власть, погубившую его великую страну.
В картине, которая не является точной биографией композитора и пианиста, а представляет романтический пересказ его жизни, легенд, его окружавших, в том числе связанных с женщинами, поклонявшимися ему и которым он сам поклонялся, действие свободно перемещается во времени и пространстве. То перед нами — юный вундеркинд, который поразил своей игрой видавших виды профессоров Московской консерватории: Николай Зверев (Алексей Петренко) сдался немедленно, поскольку к нему пришел «лучший», как он сам и представился. То — немолодой, желчный, уставший от неимоверного количества выступлений, нервный человек, не нашедший счастья и в благословенной Америке. То он — на прославленных сценах мира, то в российском кабаке, то рядом с тихой любящей женой (Виктория Толстоганова), то со страстной цыганкой (Виктория Исакова). Но всегда — с сопровождающим его по жизни нежным запахом сирени. По легенде, Рахманинов в молодости после каждого концерта получал ветку белой сирени от неизвестной женщины. После революции, когда он покинул Россию, и стал гастролировать по миру, ветка белой сирени неизменно продолжала появляться.
После долгих поисков Сергей Рахманинов был найден Павлом Лунгиным в Евгении Цыганове. Выбор — довольно неожиданный. Актер с харизматической внешностью, начавший свою звездную славу с «Прогулки» Алексея Учителя, к которому легко прилип титул секс-символа, и Сергей Рахманинов — аскет с сухим нервным лицом, узкими глазами, круглым бритым черепом? Удивительно, но гримеры сделали Цыганова очень похожим на Рахманинова. Посмотрим, что открыли молодой, талантливый актер со столь опытным режиссером в этом великом художнике, чья жизнь всегда была достаточно закрытой. Смогут ли они разгадать загадку «белой сирени», рассеять ее туман, который романтически окутывал жизнь создателя «Колоколов», великих фортепианных концертов и прелюдий?
Хотя в действие вовлечено множество известных исторических лиц, это, по словам Павла Лунгина, не «биографический жанр», а вольная «рапсодия на тему Рахманинова», где вымысел и реальность сливаются воедино. Здесь и будущий великий бас Федор Шаляпин, знакомящий в «Яре», где гуляет московская богема, друга Сергея с цыганкой Анной Лодыженской, с которой у юного композитора начнется страстный и безнадежный роман. Здесь и Петр Ильич Чайковский, «которому всегда интересны мальчики», и Сергей Танеев, и «главный музыкальный критик» Стасов, и нетрезвый дирижер, который загубил исполнение Первой симфонии Рахманинова (бедный Глазунов, ославленный Рахманиновым навечно). И наконец, несгибаемая большевичка Мариэтта Шагинян, влюбленная в революцию и Рахманинова.
Для компании «Тема Продакшн», которую возглавляет Михаил Дунаев, — это первый полностью российский фильм, в котором участвуют канал «Россия» и компания «Гемини Фильм». До этого «Тема Продакшн» продюсировала и участвовала в финансировании международных проектов на английском языке и за три года своего существования выпустила тринадцать фильмов, среди которых «Матч-пойнт» Вуди Аллена и «Rescue Dawn» Вернера Херцога.
Евгения Тирдатова