Дни рождения двух классиков отечественного телевизионного кинематографа почти совпадают.
Сергей Николаевич Колосов отпраздновал свое восьмидесятипятилетие 27 декабря. А 1 января Евгений Иванович Ташков будет принимать поздравления с восьмидесятилетием. И вроде бы разница в возрасте у них небольшая, и дебютировали они в большом кино практически одновременно (причем Ташков снял свою дебютную ленту «Жажда» на год раньше, чем дебютировал «Солдатским сердцем» Колосов — то есть в 1958 году). Но именно Сергей Колосов сыграл в жизни своего почти ровесника Евгения Ташкова роль «профессионального крестного». Именно он увлек молодого режиссера на совершенно новую стезю — в телевизионный кинематограф. А если точнее, в возглавляемое им, Колосовым, мосфильмовское объединение «Телефильм», что только-только вставало на ноги и нуждалось в ярких, как теперь принято говорить, проектах, способных стать «визитной карточкой» — нового, почти неведомого тогда вида кинематографа и новой индустрии. Такой, каким стал первый советский телевизионный сериал «Вызываем огонь на себя» (1965), поставленный Сергеем Колосовым. Результат оказался впечатляющим: в 1965 году Колосов возглавляет «Телефильм», а уже в 1967-м гремит на всю страну «Майор Вихрь», в 1969-м на «малый экран» выходит «Адъютант его превосходительства», в комментариях не нуждающийся. Оба сериала — в постановке Евгения Ташкова, производство «Телефильм». Ташков, уже познавший вкус воистину всенародного успеха, выпавшего на долю его комедии «Приходите завтра» (1963), не побоялся взяться за сериальную режиссуру, требующую особой твердости характера, умения работать долго, кропотливо, вдумчиво. И самое главное — для зрителя. Это же «золотая полка» российского приключенческого кинематографа, до сих пор эти сериалы выходят на кассетах и дисках. Хотя, казалось бы, сколько уж было повторных эфиров! С тех пор с «Телефильмом» связаны главные победы Евгения Ташкова: здесь были сняты и «Уроки французского» (1978) по Валентину Распутину, и его экранизация Достоевского «Подросток» (1982).
Вкус к приключенческому кино «про разведчиков» или просто неординарных людей в опасных обстоятельствах и к экранизациям высокой классики — это у Ташкова и Колосова общее, что сразу бросается в глаза. Достаточно вспомнить, что Колосов снял также «Операцию «Трест» (1968) и ленту об уникальной Елизавете Кузьминой-Караваевой («Мать Мария», 1982), поэте и философе, участнице французского Сопротивления, ныне причисленной к лику святых. В его фильмографии — «Укрощение строптивой», «Душечка», экранизация «Мамаши Кураж» Б.Брехта («Дороги Анны Фирлинг»). А Ташков создал незаслуженно забытую экранизацию «Детей Ванюшина» (1972) с феноменальным актерским ансамблем. Да, они оба еще и блистательные актерские режиссеры. Оба — типические «уникальные мужья», не в том смысле, что снимали в кино своих жен (это-то как раз часто бывает), а в том смысле, что снимали их как никто другой. «Приходите завтра» — общая победа режиссера и Екатерины Савиновой, «Уроки французского» стали открытием актрисы Татьяны Ташковой, по сию пору любимой зрителем, хотя она давно уж не снимается, не дождавшись предложений, равных фильмам мужа. Семейный и творческий союз Сергея Колосова и актрисы Людмилы Касаткиной — вероятно, самый стабильный брак в истории российского кинематографа. Равно как и творческое долголетие обоих Колосаткиных (это прозвище они получили от друзей еще до свадьбы).
Их имена часто появляются в телевизионных передачах и журнальных статьях о наших знаменитых актерах, мегазвездах (иногда речь идет и о родственниках обоих режиссеров). Актерские работы из этих фильмов, что называется, «отлиты на века». Да что там актерские работы! Эти реплики знаменитые, ставшие частью нашего коллективного бессознательного! «Вы шпион?» — «Видите ли, Юра...» Или это, бессмертное, из уст Ролана Быкова: «Эх... Морозова!» Вот, казалось бы, какие-то Юра и Морозова, а помнят! Но помнят — актеров и фильмы. Кто их снял, кто выбрал этих артистов, как боролся за утверждение, вспоминают нечасто. Хотя нет-нет да и вспомнят, что Акира Куросава пригласил Юрия Соломина на роль в «оскароносном» «Дерсу Узала», посмотрев сериал «Адъютант его превосходительства»: весь сериал смотрел, хотя предложили пару серий. А режиссер «Адъютанта...», чтобы ему утвердили Соломина на главную роль, сделал более десятка проб, так все равно не утвердили, а он уже его снимал (может быть, все-таки с руководителем объединения как-то договорился?)... А кто тот режиссер, часто ли вспоминают его имя? Евгений Иванович Ташков. Он человек скромный, закрытый. Но вы его прекрасно знаете в лицо, потому что он по первой своей профессии — актер. И снимался в лентах других режиссеров на протяжении десятилетий, более того, сыграл роль Лациса в собственном «Адъютанте».
А «случай Колосова»? Человек яркий и артистичный, его многие знают, но... Но отдаем ли мы себе отчет, что каждый Новый год мы засматриваемся картинами, чьим продюсером (если называть вещи их нынешними именами) был именно этот человек? Это классические телефильмы Захарова, Козакова, это «Ирония судьбы...» и «Мэри Поппинс, до свидания!», созданные в «Телефильме» под его руководством. И многое, многое другое, всего и не перечислишь. Помним ли мы об этом в «наше прекрасное время», когда на каждом втором столбе висит билборд с примерно таким текстом по центру: «От продюсера...» Только представьте, что бы мог написать в подобном случае Сергей Николаевич!
Эти режиссеры знают толк в шпионской теме и почти разделили судьбы своих героев-разведчиков: их достижения нуждаются в «дешифровке» знатоков и прочих «ведов», хотя способны впечатлить даже профана. Видимо, такова плата режиссеров за самый массовый, телевизионный успех. Впрочем... Разве они сами не стремились к подобной невероятной судьбе?! И самое главное — осуществили ее.
Анастасия Машкова