Продолжая возникшую в последнее время традицию, Симфонический оркестр Большого театра открыл в БЗК свой филармонический абонемент нынешнего сезона. В программу вошли сочинения Моцарта, для исполнения которых были приглашены австрийский маэстро Леопольд Хагер и немецкая певица Рут Цизак.
Рут Цизак выступала в операх Моцарта на ведущих сценах, записывалась с прославленными дирижерами. Похоже, однако, что сегодня, после двадцати лет вокальной карьеры, певица находится не в лучшей форме. Голос ее заметно тремолирует и подчас с трудом летит в зал, даже когда Цизак стоит перед оркестром. Если в двух концертных ариях («Vado, ma dove? Оh Dei!» и «Bella mia fiamma») она брала музыкальной тонкостью и выразительностью, то с двумя оперными (из «Короля-пастуха» и «Дон Жуана») дело обстояло куда хуже, а попытки петь в полный голос подчас даже приводили к откровенной фальши.
Леопольд Хагер подготовил с оркестром Большого театра две симфонии — № 35 («Хаффнер») и № 41 («Юпитер»). В первой из них звучание оркестра было до обидного тяжеловесным, негибким и временами даже нестройным. Да это и неудивительно: Моцарта они в последние годы играют крайне редко и не слишком удачно. Впрочем, его в Большом много никогда не было. И хотя в конце 70-х имел место серьезный прорыв на этом фронте, когда под руководством Юрия Симонова здесь поставили «Так поступают все женщины» на очень высоком музыкальном уровне и с максимально возможным по тем временам приближением к моцартовскому стилю, дальше дело не пошло. Только полтора десятилетия спустя к австрийскому гению обратились вновь, поставив «Свадьбу Фигаро» под руководством Петера Феранца, который представил некий стерильный вариант Моцарта: все звучало стилистически выдержанно, но абсолютно безжизненно. А в совсем недавней «Волшебной флейте» наиболее уязвимой оказалась именно музыкальная сторона. Можно говорить поэтому, что под руководством Хагера оркестром был достигнут определенный прогресс. Видимо, над «Юпитером» работали больше и сыграли его в целом вполне прилично, но как-то уж очень рутинно и неярко, без блеска.
Правда, ведь и сам Хагер — музыкант далеко не первого ряда. Это крепкий, опытный профессионал, но не более того. Как, собственно, и большинство дирижеров, которых в последние годы приглашают в Большой театр. Безусловно, работа с настоящим профессионалом, знающим европейские традиции, в любом случае полезна для оркестра. Как и регулярные выступления с симфоническими программами. Однако вернуть оркестру Большого былую славу могут только дирижеры самого первого порядка, каковых, за редчайшими исключениями, к пульту здесь просто не подпускают. А значит, оркестр Большого обречен проигрывать не только ведущим симфоническим коллективам столицы, но даже и своим театральным собратьям — таким, как оркестры Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и Новой Оперы.
Дмитрий Морозов
Интересуетесь музыкальными новинками? На сайте muzfan.net вас ждет большой музыкальный архив с возможностью бесплатного скачивания и онлайн-прослушивания самых свежих хитов.