В разгаре время летних отпусков, люди в массовом порядке отдыхают, и потому нет ничего удивительного в том, что на первом плане в репертуаре телеканалов не серьезное кино, а развлекательное.
Хотелось бы, конечно, чтобы оно достойно было представлено свежими и качественными отечественными фильмами, тем более, что таковые снимаются все чаще и чаще, но, увы, нам предлагают всего лишь один относительно новый фильм, который, увы, скорее вас огорчит, чем обрадует. Режиссер-дебютант Владимир Потапов в мелодраме «Мы умрем вместе» («Россия», 6 августа, 20.45. Россия, 2005) сделал ставку на совсем еще молодых и совершенно неизвестных широкому зрителю актеров. Они были призваны разыграть душещипательную историю о неразделенной любви с нехитрой моралью: борьба без правил за сердце любимой (любимого) к добру не приведет. Похвально стремление режиссера сделать «зрительское» кино. Но, увы, мало хотеть — надо еще и уметь. Сценарий он сочинял вместе с Александром Подольским и Анной Аносовой, и они, похоже, исходили из того, что чем больше всего наворочено в сюжете и чем сильнее он закручен, чем нелепее поступки совершают герои, тем больший интерес вызовет у зрителей их картина. Начинается она как детективный триллер: выписавшийся из больницы странный молодой человек с раскольниковским жаром в глазах разыскивает врача «Скорой помощи», который спас его от смерти. Они встречаются один раз, другой... И вот они в пивнушке, и Женя (Николай Иванов) начинает рассказывать врачу, как жестоко обошлась с ним Ира (Анна Казючиц), его возлюбленная: вдруг взяла да и променяла его на Диму (Сергей Жарков) — перспективного молодого архитектора, самостоятельного, красивого, из обеспеченной семьи. И после этой совершенно лишней прелюдии, съевшей немало экранного времени, собственно, и начинается фильм: нам предлагают понаблюдать, как Женя пускается во все тяжкие, чтобы вернуть себе расположение Иры. Молодые актеры изо всех сил (и безуспешно!) изображают страсти, которые якобы их охватывают. А настоящим профессионалам — Николаю Чиндяйкину (папа Димы) и Галине Польских (мама Жени) — просто нечего играть.
По сравнению с этим опусом многие зарубежные ленты воспринимаются как верх совершенства. В первую очередь стоит назвать бессмертный мюзикл Жака Деми «Шербурские зонтики» («ТВ Центр», 5 августа, 23.50. Франция — ФРГ, 1964) с бессмертной романтичной и сентиментальной музыкой Мишеля Леграна. Совсем еще юная Катрин Денев с очаровательной свежестью и непосредственностью играет Женевьеву, которая в семейном галантерейном магазинчике продает зонтики. Она влюблена в автомеханика Ги (Нино Кастельнуово), и тот отвечает ей взаимностью. Но вскоре Ги забирают в армию и отправляют в Алжир. Расставаясь, влюбленные обещают ждать друг друга. Затем Женевьева узнает, что она беременна, а вестей от любимого все нет, и девушка соглашается на брак с состоятельным и уравновешенным соседом-ювелиром (Марк Мишель)... Что и говорить, сюжетная интрига этой великой ленты банальна, первых своих зрителей она изумила и изумляет нынешних другим — поразительным единством стихотворного текста, актерской речи, музыки и живописи, которой наполнен буквально каждый кадр. Никого ничуть не смутило тогда и не смущает сейчас то, что абсолютно все персонажи и всегда, даже когда занимаются самым обыденным делом, поют — в контексте картины это выглядит абсолютно естественным. Рассказывая перед съемками о своем замысле, Жак Деми отмечал: «Я ничего не беру из американского мюзикла и французской оперетты. Режиссуру определяет музыка, ее ритм, он же задает характер движения камеры и актеров, но все это будет находиться в очень тесном контакте с повседневностью». И этот замысел был реализован на все сто процентов.
Фантастическую эпопею «Звездные войны. Скрытая угроза» («Первый канал», 6 августа, 18.30. США, 1999. Режиссер Джордж Лукас. В ролях: Эван МакГрегор, Натали Портман, Лайам Нисон, Джейк Ллойд, Сэмюэл Л. Джексон, Тэренс Стемп) стоит посмотреть уже потому, что она стала третьей по кассовым сборам за всю историю кино — при бюджете в 115 миллионов долларов собрала в мировом прокате 926,8 миллиона. Это особого рода кино — зрелищное, шумное, со множеством действующих лиц и морем спецэффектов (порядка двух тысяч). Понять в деталях, что происходит на экране, и разобраться в хитросплетениях сюжета могут разве что фаны «Звездных войн». Но и самые обыкновенные зрители, если «просто расслабятся», получат удовольствие, потому что все в картине сделано в высшей степени профессионально и подчинено единой цели: развлечь и увлечь. Итак, мирной и процветающей планете Набу угрожает гигантская Торговая Федерация, которая начала пренебрегать законами ослабевшего правительства Галактики. Юной королеве Набу предстоит принять сложное решение: преданная идее мира, она должна сделать выбор между своими идеалами и своим народом, которому угрожает война. Разрешить конфликт посланы два рыцаря-джедая, хранители мира и справедливости в Галактике. Учитель Ки-Гон Джинн и ученик Оби-Ван Кеноби узнают, что Торговая Федерация готова бросить свои могущественные военные силы в открытую войну против Набу. Если джедаям не удастся их миссия, планета Набу обречена. Во время своего путешествия Ки-Гон знакомится с маленьким мальчиком Анакином, рабом с пустынной планеты Татуин. Ки-Гон чувствует, что Анакину суждено привнести равновесие в существующий мир, и принимает судьбоносное решение воспитать мальчика как рыцаря-джедая...
Не меньше вопросов ставит перед неискушенным зрителем снятая тремя годами позже тем же Джорджем Лукасом очередная глава (вторая, если следовать хронологии событий) знаменитой космической саги «Звездные войны. Атака клонов» («Первый канал», 6 августа, 21.20. США, 2002. В ролях: Хэйден Кристенсен, Натали Портман, Эван МакГрегор, Сэмюэл Л. Джексон. Уже сам тот факт, что она собрала в прокате 626 миллионов долларов при бюджете 150 миллионов, вызывает к ней уважение и повышенное внимание. Действие разворачивается через 10 лет после событий, описанных в «Эпизоде I. Скрытая угроза». Республика все глубже погружается в пучину противоречий и хаоса. Движение сепаратистов грозит стать новой угрозой для Галактики. На сенатора Амидалу (Натали Портман) совершено покушение. Джедаи выделяют для нее личного телохранителя — Анакина Скайуокера (Хэйден Кристенсен). Вместе со своим учителем Оби-Ван Кеноби он начинает собственное расследование. Вскоре выясняется, что на одной из планет, которая таинственным образом исчезла со всех карт, культивируется многомиллионная армия клонов, готовая в недалеком будущем начать войну...
Признание у телезрителей должна найти и гротесково-авантюрная комедия «Добро пожаловать в Коллинвуд» (ТНТ, 5 августа, 0.30. США — Германия, 2002). Уроженцы Кливленда режиссеры-дебютанты братья Энтони и Джозеф Руссо сумели убедить Стивена Содерберга и Джорджа Клуни, к тому моменту как раз основавших кинокомпанию «Section Eight Ltd», стать продюсерами ремейка итальянской комедии 1958 года «Злоумышленники, как всегда, неизвестны», сценарий которого они написали сами. Причем Клуни согласился даже сняться в эпизоде. Съемки проходили на улицах реального Коллинвуда — рабочего района Кливленда. По мнению братьев Руссо, там царит уникальная атмосфера, которую было очень важно уловить и передать в фильме. И им удалось передать эту атмосферу. Казалось бы: очередная «тупая» комедия про «тупых» грабителей, но это не так. Картина получилась лихая и озорная, временами остроумная, а временами просто очень смешная. Все началось с того, что с неким Косимо (Луис Гузман), попавшим в тюрьму за мелкое воровство, сокамерник поделился планом идеального ограбления. И теперь Косимо нужно срочно выйти на свободу. Все, что для этого нужно, — это найти на улицах Коллинвуда козла отпущения — какого-нибудь парня, который согласится за деньги взять на себя ту злополучную кражу. Оставшийся на свободе приятель Косимо Тото (Майкл Джетер) начинает поиски. Он рассказывает всем подряд о предстоящем грандиозном ограблении и обещает вознаграждение за помощь в освобождении Косимо. Трое неудачников, которые по разным причинам нуждаются в деньгах, — Леон (Исайя Вашингтон), желающий помочь сестре начать новую жизнь, одинокий отец Рили (Уильям Мэйси) и итальянский жиголо Базиль (Эндрю Даволи) — весьма интересуются предложением Косимо. Но в тюрьму никто из них идти не хочет, и они уговаривают четвертого члена их разношерстной компании, бывшего боксера Пиро (Сэм Рокуэлл), взять вину на себя...
«Собственность дьявола» («Первый канал», 6 августа, 1.00. США, 1997) — последняя работа в кино мастера остросюжетных фильмов Алана Пакулы («Вся президентская рать», «Презумпция невиновности», «Досье «Пеликан»), который в 1998 году погиб в автокатастрофе. Боевики, в том числе и высокобюджетные, как известно, бывают двух типов: «бей, беги» и «реалистические». Эта лента с бюджетом в 90 миллионов долларов относится ко вторым. И здесь много динамики, сюжет сильно закручен, режиссер мастерски использует всевозможные наезды камеры, ультракороткий монтаж, но при этом все жизненно, убедительно, после страшного удара человек не поднимается как ни в чем не бывало, появление каждого трупа абсолютно оправданно. Актеры имеют возможность, пусть и лаконично, раскрыть характеры, психологию поступков своих персонажей. Харрисон Форд и Брэд Питт прекрасно используют эти возможности. Форд играет нью-йоркского полицейского, выходца из Ирландии, приютившего в своем доме земляка (Питт), не зная, что он, симпатичный на вид парень, — опаснейший международный террорист, один из лучших боевиков ИРА, приехавший сюда вершить свои кровавые дела. Прозрение наступает, когда в дом Тома врываются люди в масках и едва не расправляются с его семьей. ФБР и британская разведка начинают охоту на ирландца...
А артхаусное кино на обозреваемой неделе представлено всего лишь одной лентой, зато это настоящий шедевр: «Фотоувеличение» («Россия», 3 августа, 0.10. Великобритания — Италия, 1966. В ролях: Дэвид Хеммингс, Ванесса Редгрейв, Джейн Биркин, Сара Майлз). Микеланджело Антониони снимал эту картину, будучи в ранге великого режиссера. Позади были «Приключение» (1959), «Ночь» (1960), «Затмение» (1962), «Красная пустыня» (1964), с восторгом принятые мировой критикой, но уже пошли разговоры о надвигающемся кризисе в творчестве выдающегося мастера. И тогда Антониони отправился через Ла-Манш и, взяв за основу новеллу знаменитого аргентинского писателя Хулио Кортасара «Слюни Дьявола», снял, может быть, лучший свой фильм — совершенно не похожий на все, что он делал ранее. По жанру это философская драма, хотя и содержит в себе признаки детективного триллера и психологической драмы. Сюжетная интрига элементарно проста: чрезвычайно энергичный молодой модный фотохудожник (безупречно точная актерская работа Дэвида Хеммингса) слоняется с камерой по Лондону в поисках объектов для съемки, случайно снимает в пустынном парке заинтересовавшую его странную пару, печатая снимок, обнаруживает на заднем плане нечто похожее на труп и начинает расследование... Все это снято чрезвычайно динамично для этого жанра. Событий как таковых происходит очень мало — но много превосходно снятой всякой попутной всячины, не имеющей к сюжету отношения, но чрезвычайно важной для фильма. Огромное значение имеет цветовая драматургия, придающая картине особую атмосферу. И в итоге перед благодарным зрителем открывается бездна: окружающий мир реален и иллюзорен одновременно, наши представления о жизни эфемерны...
Геннадий Белостоцкий