Событие недели — ретроспектива фильмов классика французской комедии Жака Тати. Его легендарный неуклюжий персонаж родился для зрителей в черно-белой бурлескной комедии (цветная версия появилась в 1995 году) «Праздничный день» («Культура», 14 июля, 10.55. Франция, 1949), действие которой происходит в маленькой деревне в центре Франции. Карусели, лотереи и оркестр духовых инструментов создают атмосферу всеобщего веселья. Деревенский почтальон Франсуа (Тати) отправляется посмотреть фильм о том, как письма доставляются в Америке. После этого он хочет доставлять письма непременно по-американски!.. Как отметил Жан-Люк Годар, посмотрев этот фильм, «Тати интересует все и ничего. Травинка, воздушный змей, дети, маленький старичок, что угодно, все, что одновременно реально, странно и очаровательно». Только четыре года спустя был снят второй полнометражный фильм Тати «Каникулы господина Юло» («Культура», 10 июля, 10.55. Франция, 1953), удостоенный престижнейшей национальной премии Луи Деллюка, премии Международной федерации кинокритиков на Каннском фестивале и ряда других наград. Как отмечал Дэвид Эренстайн, «это одна из самых оригинальных — и самых смешных — комедий, когда-либо снятых, она очаровывает и обезоруживает всех зрителей с первых же кадров». А самая знаменитая работа Жака Тати, принесшая ему «Оскара» «За лучший иностранный фильм» и мировую славу, — «Мой дядюшка» («Культура», 11 июля, 10.55. Франция — Италия, 1958). Ее герои — господин Арпель с женой и сыном — живут в современном районе, где все так прекрасно устроено, что мальчику скучно от такой пресной и унылой жизни. Ее спокойное течение нарушает появление господина Юло (Жак Тати) — брата хозяйки дома, человека не от мира сего и фантазера, который вносит хаос в стерильно чистый мир и быстро становится лучшим другом мальчика... Не обошли награды (Большой приз Французской академии кино, «Серебряная медаль» МКФ в Москве и другие) и «Время развлечений» («Культура», 12 июля, 10.55. Франция — Италия, 1967). В ретроспективу Жака Тати вошли и три короткометражки. Это «Тренируй левую» («Культура», 13 июля, 10.55. Франция, 1936), «Школа почтальонов» («Культура», 13 июля, 10.55. Франция, 1947) и «Вечерние курсы» («Культура», 13 июля, 10.55. Франция, 1967).
Не пропустите и удостоенный «Золотой пальмовой ветви» МКФ в Канне шедевр Лукино Висконти «Леопард» («Первый канал», 14 июля, 2.00. Италия — Франция, 1963. В ролях: Берт Ланкастер, Клаудиа Кардинале, Ален Делон, Теренс Хилл, Пьер Клементи, Джулиано Джемма, Серж Реджани). По жанру это эпическая драма — экранизация одноименного романа итальянского аристократа Джузеппе Томази Ди Лампедуза, принесшего автору посмертную известность. Действие происходит в Сицилии. Уходит XIX век. Безвозвратно уходит славное прошлое — эпоха объединения итальянских княжеств в одно государство. Стареет отец семи детей князь Фабрицио Салина (Ланкастер), известный под гордым прозвищем Леопард, когда-то влиятельный и могущественный. Теперь он все сильнее и все чаще ощущает собственное одиночество, предчувствует скорую кончину. Не столько свою, сколько своей породы, в которой превыше всего ценилась честь дворянина. На смену уходящему веку приходит новый, и в жизнь напористо вторгаются новые люди... «Весь фильм пронизан атмосферой смерти, — отмечал режиссер. — Смерти класса, индивидуума, мира, определенной ментальности». Картину отличает выдающаяся операторская работа (Джузеппе Ротуно), достоверность в отображении примет времени, глубокие актерские работы, что и обеспечило ей прокатный успех в Италии.
Затеяв постановку «Гладиатора» («Первый канал», 14 июля, 21.30. США, 2000. Режиссер Ридли Скотт. В ролях: Расселл Кроу, Конни Нилсен, Ричард Харрис, Джимон Хоунсоу, Ралф Мюллер, Дэвид Шофилд, Хоакин Феникс, Дэвид Хеммингс, Спенсер Трит Кларк), Голливуд словно бы решил тряхнуть стариной: со времен легендарных «Бен-Гура» и «Клеопатры» не было столь дорогого (бюджет 103 миллиона долларов), столь громкого (пять «Оскаров», в том числе «За лучший фильм», два «Золотых глобуса», в том числе «За лучший фильм») и столь коммерчески успешного (473,2 миллиона долларов кассовых сборов) исторического блокбастера. Ридли Скотт («Бегущий по лезвию бритвы», «Чужой») снял, пожалуй, лучший свой фильм. В нем есть увлекательная, динамично развертывающаяся сюжетная интрига: прославленный римский полководец Максим (Рассел Кроу) оказался бессилен против вероломных придворных интриг и, чудом избежав гибели и став гладиатором, в конце концов дождался своего шанса отомстить за смерть любимой жены и сына. В нем есть яркие актерские работы, и прежде всего Рассела Кроу, который абсолютно заслуженно стал обладателем «Оскара». Это очень зрелищный фильм («Оскары» за костюмы, визуальные эффекты и звук), львиная доля его бюджета ушла на воссоздание обстановки и атмосферы Древнего Рима. Пришлось, в частности, строить «Колизей». В начальной батальной сцене лучниками было выпущено 16 000 горящих стрел. Еще 10 000 стрел — специальными машинами...
Настоящий фурор в киноманской среде произвел «Реквием по мечте» (НТВ, 15 июля, 1.00. США, 2000). Это история двух нью-йоркских парней — белого Гарри (Джаред Лето) и чернокожего Тайрона (Марлон Уэйнс), которые, как и подружка Гарри Мэрион (Дженнифер Коннелли), давно и плотно сидят на наркотиках. Но с некоторых пор у них появилась мечта о нормальном бизнесе и беззаботном будущем без вечной заботы о «дозе». Для этого всего лишь нужно провернуть одну крупную сделку... Сюжет, как видите, достаточно тривиален, более того, в «Реквиеме» есть все, что характерно для фильмов на эту тему: клиповый монтаж, наркотическое мельтешение кадров и т.д. Однако 31-летний нью-йоркский режиссер Даррен Аронофски, успевший уже громко заявить о себе фильмом «Пи», взглянул на этот сюжет под новым и неожиданным ракурсом. «Мой фильм, — говорил он, — о том, что все пристрастия похожи в принципе, о зависимости как о черте человеческой природы. Наркомания — это все, к чему привыкает человек, и не в последнюю очередь под влиянием массмедиа». Он потратил значительную часть своего бюджета на компьютерную обработку сцен галлюцинаций, чтобы избежать клише, которым обычно следуют режиссеры, снимающие фильмы о наркоманах. Любопытно, что на первый план выступает не история молодых наркоманов, а матери Гарри, решившей похудеть, чтобы попасть на ток-шоу. Она «подсаживается» на таблетки, принимает их в неограниченном количестве и постепенно сходит с ума. Кадры с опустившейся, растрепанной немолодой женщиной, которую подвергают лечению электрошоком, производит душераздирающий эффект. Элен Берстин с потрясающей силой сыграла эту роль и была удостоена за нее ряда наград. Сам фильм был отмечен Гран-при и призом за режиссуру на МКФ в Вальядолиде.
Каждый новый фильм выдающегося чешского режиссера Милоша Формана, давно уже и успешно работающего в Голливуде («Полет над гнездом кукушки», «Амадей»), становился событием. «Человек на луне» (НТВ, 16 июля, 0.05. США, 1999) — не исключение. Как и в предыдущей своей работе «Народ против Ларри Флинта», Форман взялся за историю легендарной в Америке личности — на этот раз комика Энди Кауфмана, который блистал при жизни и стал суперкультовой фигурой после ранней смерти в 1984 году в возрасте 35 лет. Режиссер и исполнитель главной роли Джим Керри рассказывают о бунтаре, который, несмотря на удары судьбы, продолжает бороться за место под солнцем, за свое призвание. Он выступает в ночных клубах, пародируя знаменитостей, прорывается на телевидение, презирая законы жанра, особенно главный из них — не шокируй публику. Интересен в фильме и Дэнни Де Вито, который играет менеджера Кауфмана.
В очередной, вот уже который раз подряд Патрис Леконт снял глубокую и тонкую картину, увлекающую и завораживающую зрителя, прежде всего интеллектуального, своей философией, оригинальной сюжетной интригой, убедительной психологической нюансировкой поведения героев, отличными актерскими работами. В фильме «Откровенное признание» («Россия», 13 июля, 0.35. Франция, 2004) все построено на диалогах загадочной красавицы (Сандрин Боннэр) и скромного консультанта по налогам (Фабрис Люкини), которого она по ошибке приняла за психоаналитика и стала поверять ему свои сердечные тайны, а он, не сообразив сразу, в чем дело, потом не решился открыться.
Новое отечественное кино представлено на обозреваемой неделе двумя картинами. Первая из них — комедия «Бедные родственники» («Россия», 14 июля, 0.15. Россия, 2005. Режиссер Павел Лунгин. В ролях: Константин Хабенский, Сергей Гармаш, Леонид Каневский, Даниил Спиваковский, Марина Голуб, Наталья Коляканова). Рекламная кампания по ее продвижению была грамотно организована и началась задолго до начала съемок. Ее ждали — ведь мы так изголодались по качественному российскому кино. И она вроде бы оправдала надежды: безоговорочно победила на наиболее значимом в России XVI фестивале «Кинотавр», где помимо Главного приза была отмечена призами за лучшую мужскую роль (Хабенский) и за лучший сценарий (Геннадий Островский). В основе лежит замечательная сценарная идея: Эдик Летов (Хабенский) — некая смесь современных Чичикова, Хлестакова и Остапа Бендера — зарабатывает на хлеб с маслом, разыскивая в местечке на юге для состоятельных зарубежных граждан их родственников, с которыми их разлучила жизнь. И не беда, если такие родственники не обнаруживаются (как правило) — им предприимчивый Эдик организует замену. Павел Лунгин подчеркивал, что он снимал не просто комедию — комедию абсурда: «Нас пронизывает абсурдное, избыточное, в общем-то ненужное чувство любви и тепла к окружающим. Люди хотят считать друг друга родственниками, даже когда им говорят, что никакого родства между ними нет и в помине». Это очень коварный жанр, и режиссера подчас подводит чувство меры и такта. И потому можно понять критиков, которые, отдавая должное его мастерству и таланту, увидели после блестящей завязки страшный сумбур и невнятицу и возмущались по поводу того, что создатели фильма вместе со зрителями радостно смеются над тем, над чем смеяться стыдно.
А в воскресенье в прайм-тайм нам покажут мистическую мелодраму «Рецепт колдуньи» («Россия», 16 июля, 21.00. Россия, 2003). Это игровой дебют известной документалистки Татьяны Воронецкой, сценарий по мотивам собственного рассказа написал Валентин Черных — один из сценаристов бессмертного хита «Москва слезам не верит», в главных ролях заняты популярные актеры Амалия Гольданская, Виктор Раков, Татьяна Васильева и Александр Лазарев-младший, которые вроде бы и не способны играть плохо. А компанию им составила дебютирующая в кино Наташа Королева — тоже любопытно. Но фильм оказался убогим по всем компонентам.
Геннадий Белостоцкий