Евгения Симонова — совсем не типичная актриса. Хотя бы в силу своего характера — ей не свойственны вечная борьба за роли и упоение собственной значимостью, метания по театрам в поисках лучшей доли. Она постоянно сомневается в себе, часто оставаясь недовольной результатом, ненавидит ток-шоу, тусовки и самопиар, редко дает интервью. А главным в своей жизни считает семью, детей.
Наверное, Симонова могла бы реализовать себя в любой «интеллигентной» профессии. Девочке из ленинградской профессорской семьи в детстве было многое дано — языки, музыка, возможность общения с творческими людьми. Кстати, именно музыку она до сегодняшнего дня считает высшим проявлением искусства. Но она, как и тысячи девчонок, мечтала о сцене. К тому же отец Евгении одно время читал лекции по психологии творчества в Школе-студии МХАТа и в самом Художественном театре. В доме Симоновых стали бывать известные артисты, да и рассказы отца не оставляли старшеклассницу равнодушной. Правда, на вступительных экзаменах все в той же Школе-студии абитуриентка Симонова восторгов не вызвала. Более того, сам ректор В.Радомысленский недвусмысленно сказал, что даже из уважения к отцу артистку из дочери не сделают, и посоветовал заняться чем-то другим. Для вечно сомневающейся в своих возможностях Евгении это стало страшным ударом. И одновременно вызовом, который она приняла — в том же году стала студенткой Щукинского училища.
Сокурсники порой подшучивали над ней: не выйдет из тебя артистки, где твой «надлом»? Она и сама могла поиронизировать над собственной юношеской «полноценностью», абсолютно здоровой психикой и на удивление хорошим сном. С юмором вспоминала, как в разгар любой студенческой вечеринки ровно в десять часов отправлялась спать. Впрочем, если артисту и суждено иметь «болевые точки», то можно быть уверенным, что жизнь предоставит такую возможность. Личных и прочих драм в дальнейшей судьбе Симоновой было достаточно, а необходимые «надломы» не замедлили появиться. Но стремление к гармонии во всем — в творчестве, закулисной жизни, в семье, человеческих отношениях — осталось неизменным.
Быть может, эту гармонию человек способен создавать сам, правильно реагируя на ту или иную ситуацию или абстрагируясь от совсем уж ненужных вещей. Кажется, Симоновой это удается. Во всяком случае, ее творческая биография оставляет впечатление сложившейся и удачной. Абсолютно ли счастливой? Об этом судить самой актрисе. Престижный столичный Театр имени Маяковского — ее постоянный Дом. Пригласивший туда в свое время Симонову, не испугавшись беременности выпускницы, знаменитый режиссер Андрей Гончаров делал на нее крупную ставку. И не проиграл. Спустя два месяца после рождения дочери Зои Евгения вышла на сцену, которую не покидает почти тридцать лет. А Гончаров никогда не обделял ее вниманием. В большое кино она попала тоже еще студенткой. Роль Принцессы в фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо» на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.
В этих юных «принцесс», костюмных и современных, Симонова наигралась вдоволь. Романтические девушки, чистые и наивные, трогательные и беззащитные, создали Евгении почти что амплуа. А ей хотелось уйти от узнаваемой предсказуемости — сыграть на струнках характерности или драматизма. И это получалось, хотя и в Сарре из чеховского «Иванова» (гастрольная роль в Театре имени Станиславского), и в ибсеновской Норе, и в Юлии Тугиной из «Жертвы века» угадывались черты повзрослевшей Принцессы.
А порой Симонова пускалась и в рискованные авантюры. Многие ли актрисы отважатся сыграть Анну Каренину в формате моноспектакля? Она же это сделала — спектакль в постановке мужа Евгении кинорежиссера Андрея Эшпая был представлен антрепризным агентством «Богис». Там же возникла еще одна любопытная идея — предложить Симоновой роль леди Макбет. К сожалению, она так и не осуществилась, можно только фантазировать, сколь интересна и своеобразна была бы трактовка актрисы. Сменивший Гончарова на посту художественного руководителя Театра имени Маяковского Сергей Арцибашев увидел в Симоновой смешную и нелепую Агафью Тихоновну из гоголевской «Женитьбы». И эту, казалось бы, совсем несвойственную ей роль актриса играет блестяще.
Возрастного кокетства, присущего многим женщинам-актрисам, у Евгении Симоновой нет и в помине. Своих лет она не скрывает, а в недавнем интервью сказала, что, перешагнув 50-летний рубеж, наверное, перестанет играть молодые роли. Впрочем, экспериментировать с возрастными героинями она начала чуть раньше. Да как! В спектакле Сергея Голомазова «Три высокие женщины» перевоплотилась в 92-летнюю старушку. Причем практически без помощи гримеров — только седой парик да валик под нижней губой, дающий эффект заплетающегося языка. Но у этой полупарализованной бабули удивительно живые, с огоньком глаза. Глаза самой Симоновой, отдающейся театральной игре, подобно ребенку. Эта роль актрисы стала одним из главных событий минувшего сезона, и даже взыскательная критика пришла в полный восторг. Кстати, одну из «трех высоких женщин» в этом спектакле играет дочь Симоновой, молодая актриса Зоя Кайдановская.
Судьба свела мать и дочь еще в одной недавней работе — нашумевшем телесериале «Дети Арбата» Андрея Эшпая, где Симонова сыграла Софью Александровну, мать Саши Панкратова. Причем так, что ей безоглядно поверили все, чего не скажешь о некоторых работах других актеров. Симонова сумела совместить верность сюжету и отточенное профессиональное мастерство с подлинной историей своей семьи, бабушки, которой довелось пережить многое из того, что выпало на долю Софьи Александровны.
Кто же сомневается в том, что Евгения Симонова успеет сделать еще очень много. Но сложилось главное — ей удалось стать актрисой разной, непредсказуемой, смело ломающей штампы, амплуа и стереотипы. И не знать на этом пути явных провалов. Даже если какой-нибудь спектакль или фильм в целом не признаются большими удачами, работа Симоновой всегда стоит особняком. О ней говорят, спорят. Евгения Симонова — яркий манок как для театральных и киногурманов, так и для простого зрителя. Она не устает экспериментировать, искать и, что интересно, находить. Ее очень любят зрители. Не в этом ли и состоит актерское счастье?
Ирина Алпатова