В КЗЧ выступил оркестр «короля вальса»
Вена, давшая творческое крещение большему числу великих или выдающихся композиторов, чем все остальные столицы вместе взятые, давно сдала свои позиции главного музыкального центра Европы. Многих прославленных венцев сегодня не хуже, а порой даже и лучше исполняют в других городах и странах. Но Иоганн Штраус по-прежнему является фирменным венским ноу-хау. Знаменитые венские оркестры как были, так и остаются хранителями штраусовского эталона. Полтора года назад Валерий Гергиев привозил в Москву Венский филармонический, и «король вальса» по праву занял в том концерте целое отделение. Ныне по инициативе другого выдающегося российского дирижера, Владимира Федосеева, к нам на «Русскую зиму» приезжал Венский камерный оркестр Иоганна Штрауса.
Программа концерта, состоявшегося в КЗЧ, была построена по тематическому принципу «Штраус в России» и включала в себя прежде всего произведения великого представителя знаменитой династии, написанные непосредственно в нашей стране либо навеянные воспоминаниями о ней. Вошли в нее и отдельные произведения других композиторов (в том числе юношеская пьеса Чайковского «Танец деревенских девушек»), исполнявшиеся Штраусом во время его легендарных концертов в Павловске. При этом большая часть номеров программы отнюдь не относится к числу часто исполняемых. К примеру, польку Рихарда Айленберга «На санях по Петербургу» или вальс самого Штрауса «Петербургские танцы» многие на этом концерте услышали впервые. Сюрпризом стала и «Маскарад-кадриль», целиком построенная на темах оперы Верди «Бал-маскарад», которую Штраус впервые услышал как раз в России.
Конечно, оркестр Иоганна Штрауса — далеко не Венский филармонический, у которого уже сам по себе звук представляет безусловную эстетическую ценность и способен доставлять наслаждение независимо от того, что конкретно исполняется в данный момент. Достоинства штраусовского оркестра значительно скромнее, что, однако, подчас парадоксальным образом оборачивается к вящей пользе для исполняемых сочинений, перенося основной акцент с самодовлеющих красот инструментального звучания на красоты самой музыки. К тому же для этого коллектива музыка Штрауса, да и других представителей сей славной фамилии, является не отдыхом от более серьезной работы, но главным и самым что ни на есть серьезным делом, даже можно сказать — служением. Штраус — это их Моцарт.
И хотя в пантеоне Владимира Федосеева Штраус занимает не столь заметное место, маэстро с оркестром легко нашли общий язык и совокупными усилиями преподнесли публике весьма изысканный напиток, в котором тонкие ароматы благородного вина прекрасно сочетались с брызгами шампанского, отнюдь не подавляя друг друга.
Дополнительным украшением концерта стало участие известного виолончелиста Вальтера Шульца, являющегося также концертмейстером Венского симфонического (второго оркестра австрийской столицы, с которым много лет работал Владимир Федосеев), солировавшего в нескольких номерах программы.
Дмитрий Морозов